Предприниматель, совмещавший ПСН и УСН, при утрате права на ПСН обязан за период ее применения уплатить налоги в рамках общего режима налогообложения
(Постановление АС Уральского округа от 06.10.2015 № Ф09-6782/15)
Предпринимателю, применяющему упрощенную систему налогообложения, был выдан патент по виду деятельности «услуги по сдаче в аренду (наем) собственного нежилого недвижимого имущества» на период с 1 сентября 2014 г. по 31 декабря 2014 г.
В установленный срок (не позднее 26 сентября 2014 г.) он не уплатил причитающуюся за патент сумму налога и 8 октября 2014 г.обратился в налоговый орган с заявлением о прекращении предпринимательской деятельности по патенту, в отношении которой применялась патентная система налогообложения. Налоговая инспекция направила предпринимателю сообщение об утрате права на применение патентной системы налогообложения.
Поскольку предприниматель не представил налоговую декларацию по НДС за III квартал 2014 г. в течение десяти дней по истечении установленного срока ее представлении, налоговым органом в порядке п. 3 ст. 76 НК РФ было вынесено решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке.
Предприниматель же полагал, что поскольку его право применять УСН сохраняется, он не может считаться перешедшим на общий режим налогообложения в результате утраты права на применение патентной системы налогообложения и, соответственно, не может быть признан плательщиком НДС.
Не согласившись с решением инспекции, предприниматель обратился в арбитражный суд.
Суды всех трех инстанций поддержали налоговый орган. Приведем их аргументы.
Согласно п. 6 ст. 346.45 НК РФ налогоплательщик считается утратившим право на применение патентной системы налогообложения и перешедшим на общий режим налогообложения с начала налогового периода, на который ему был выдан патент, в случае, если налогоплательщиком не был уплачен налог в сроки, установленные п. 2 ст. 346.51 НК РФ.
В соответствии с п. 7 ст. 346.45 НК РФ суммы налогов, подлежащие уплате в соответствии с общим режимом налогообложения за период, в котором индивидуальный предприниматель утратил право на применение ПСН по основаниям, указанным в п. 6 названной статьи, исчисляются и уплачиваются индивидуальным предпринимателем в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. При этом указанные индивидуальные предприниматели не уплачивают пени в случае несвоевременной уплаты авансовых платежей по налогам, подлежащим уплате в соответствии с общим режимом налогообложения в течение того периода, на который был выдан патент.
Согласно п. 8 ст. 346.45 НК РФ индивидуальный предприниматель обязан заявить в налоговый орган об утрате права на применение ПСН и о переходе на общий режим налогообложения в течение десяти календарных дней со дня наступления обстоятельства, являющегося основанием для утраты права на применение ПСН.
Таким образом, если налогоплательщиком не был уплачен налог в сроки, установленные п. 2 ст. 346.51 НК РФ, налогоплательщик считается утратившим право на применение ПСН и перешедшим на общий режим налогообложения с начала налогового периода, на который ему был выдан патент (подп. 3 п. 6 ст. 346.45 НК РФ).
На основании вышесказанного следует, что если индивидуальный предприниматель совмещает применение ПСН с упрощенной системой налогообложения и утратил право на применение ПСН, то он обязан за период ее применения уплатить налоги в рамках общего режима налогообложения, от которых он был освобожден в соответствии с п. 10 и п. 11 ст. 346.43 НК РФ. При этом с доходов, полученных по другим видам деятельности, индивидуальному предпринимателю следует уплачивать налог в рамках упрощенной системы налогообложения.
Довод предпринимателя о том, что правовая норма относительно перехода на общий режим налогообложения применима только к налогоплательщикам, которые не применяли иные специальные налоговые режимы и не имели освобождения от обязанности уплачивать определенные виды налогов в связи с применением специального режима налогообложения, судом рассмотрен и отклонен как основанный на неправильном толковании права.
Изложенное свидетельствует о возникновении у налогоплательщика обязанности по своевременному представлению налоговой декларации по НДС.
Поскольку декларация по НДС в нарушение п. 5 ст. 174 НК РФ предпринимателем не была представлена, судом сделан вывод о наличии правовых оснований для принятия в порядке ст. 76 НК РФ решения инспекции о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке.