Минфин России внес 6 ноября 2015 г. в Правительство РФ законопроект о национальной перестраховочной компании (НПК) без нормы об обязательной передаче госперестраховщику 10% от всех подлежащих перестрахованию рисков в России, однако эта победа страхового сообщества может оказаться временной. Об этом предупреждал на прошедшем 27 октября стратегическом форуме «Страховой бизнес в эпоху перемен», организованном АСН, глава Всероссийского союза страховщиков (ВСС) и Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс.
С проектом создания единой национальной перестраховочной компании (НПК), которая поможет решить проблемы, связанные с перестрахованием крупных рисков в условиях действия экономических санкций против России со стороны части мирового сообщества, выступили ранее ЦБ и Минфин (об этом писала «ЭЖ»). В первоначальной редакции законопроекта о создании такой организации был прописан механизм обязательной передачи ей 10% от всех подлежащих перестрахованию российских рисков. Однако против такой нормы дружным хором высказалось все страховое сообщество.
В ходе форума 27 октября стало известно, что правительство прислушалось к мнению страховщиков и отказалось от обязательной «десятины». Глава ВСС и РСА пообещал, что любые последующие обсуждения о НПК будут вестись при участии страхового сообщества.
Он предупредил, что эта победа может оказаться тактической, а не стратегической, и государство, скорее всего, продолжит расширять свое присутствие на страховом рынке.
«Я думаю, что, если мы, после того как объединимся в СРО, введем свои стандарты и будем действовать не совсем решительно, первый пункт — создание госстраховых компаний», — сказал И. Юргенс тогда же.
«Внешняя среда ужесточилась. Сложилась такая среда, при которой впервые за 25 лет нашего пребывания на этом рынке надо было создавать государственную компанию, — объяснил он, добавив, что создание перестраховщика может оказаться только первым шагом на пути огосударствления страхового рынка, и в дальнейшем «может возникнуть большой соблазн создать государственных страховщиков в других сегментах, особенно в социально-невралгичных».
И. Юргенс предложил доказать законодателям, что большие сегменты страхового рынка, такие как обязательно-вмененное или квазиобязательное страхование жилья и реальный переход ОМС на страховую модель, улучшат состояние рынка до такой степени, что при докапитализации чемпионов рынка создания государственных страховщиков не потребуется.
«Это будет трудно сделать на падающем рынке, притом что потребительский спрос населения падает, но мы обязаны это сделать. Поэтому в числе первых я называю обязательное медицинское страхование и жилье», — сказал Юргенс.
Для реального развития страхования жизни, отметил чиновник, потребуется, среди прочего, изменение налогового режима, однако ожидать его в нынешних условиях нет оснований. «Если смотреть правде в глаза, это будет возможно только после выборов президента в 2018 г. Там мы можем говорить о некоторых налоговых послаблениях. Сейчас мы о них говорить просто рационально не можем», — признал И. Юргенс, еще раз подчеркнув, что падающий рынок предъявляет к страховщикам повышенные требования. Впрочем, собравшиеся на форуме представители страхового сообщества успели заметить это за последний год и сами.
Удастся ли страховому рынку остаться (относительно) независимым от государства, скорее всего, решится уже в следующем году.