Концессионеры идут в муниципалитеты

| статьи | печать

Жилищно-коммунальное хозяйство все больше становится сферой ответственности органов государственной власти. Федеральный бюджет будет финансировать не менее 60% объема концессионного соглашения, заключаемого в сфере ЖКХ в муниципалитетах с населением менее 250 000 человек. То есть в абсолютном большинстве муниципальных образований. Соответствующий проект правительственного решения внесен в Кабинет министров.

Проекты в жилищно-коммунальной сфере, реализуемые на принципах государственно-частного и муниципального-частного партнерства, получат особую государственную поддержку, заявил заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Андрей Чибис на прошедшем в конце октября общероссийском форуме «Частные операторы коммунальной инфраструктуры». По его словам, Программа государственного субсидирования концессий в ЖКХ будет одобрена в ближайшее время. Проект документа согласован с федеральными министерствами и ведомствами и представлен в правительство.

Согласно внесенному на утверждение документу, в городах с населением менее 250 000 жителей федеральный бюджет профинансирует 60% стоимости концессионного соглашения в сфере ЖКХ. Оставшуюся часть органы государственной власти субъекта Федерации поделят между региональным бюджетом и частным инвестором. В этом году предполагается выделение государством на эти цели 2 млрд руб., и последует масштабный исход государственных и муниципальных унитарных предприятий. Их должны сменить концессионеры.

«Сегодня российское законодательство сформировано таким образом, чтобы привлечь частный капитал для управления предприятиями в сфере ЖКХ. И уже в этом году мы запускаем субсидирование процентной ставки по всем кредитам частным компаниям — государство будет оплачивать проценты, снижая стоимость кредита до 12%», — сообщил замминистра.

По данным Минстроя, деятельность каждого третьего ГУПа и МУПа признана неэффективной. Исходя из этого, во всех регионах утверждены графики передачи таких предприятий в концессию. По состоянию на 1 сентября заключено 452 концессионных соглашения, 136 из них в этом году, объявлено 900 конкурсов. Без частного капитала реформа в ЖКХ невозможна, считает высокопоставленный чиновник.

Новые игроки на рынке жилищно-коммунальных услуг

Удачными примерами прихода новых игроков на рынок жилищно-коммунальных услуг были названы на форуме концессионеры Волгограда и Чебоксар.

В чувашской столице ЗАО «Управление отходами» взяло на себя весь процесс по сбору, вывозу, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов на ближайшие четверть века. Компания-инвестор уже вложила с начала реализации концессионного соглашения в 2014 г. 742 млн руб. при общей сумме договора 1,5 млрд руб. Причем ЗАО на 100% профинансирует стоимость всего проекта. Возврат инвестиций концессионер планирует осуществить за счет реализации вторичных материальных ресурсов и установления тарифов на утилизацию твердых коммунальных отходов. Услугами нового игрока на рынке будут пользоваться более полумиллиона жителей Чебоксар и Новочебоксарска.

Намного больше срок действия концессионного соглашения в Волгограде. В течение предстоящих 39 лет ООО «Концессии водоснабжения» будет обеспечивать подачу и отвод воды в городе-герое на Волге. И здесь концессионер стал стопроцентным инвестором проекта стоимостью в 58 млрд руб. Возвратить вложенные средства он рассчитывает в течение первых 15 лет за счет собственной хозяйственной деятельности. Только бы не обернулась эта хоздеятельность удорожанием услуги по водоснабжению и водоотведению для более чем миллиона жителей волжской твердыни.

На вопрос «ЭЖ» о возможности передачи концессионеру в собственность линейных сооружений и других объектов недвижимости, переходящих в его хозяйственное ведение, заместитель министра ответил, что вся инфраструктура остается в муниципальной или государственной собственности. Эта принципиальная позиция министерства связана, по его убеждению, с тем, что остающаяся у публичной власти собственность служит гарантией при возможном банкротстве концессионера. «Люди не должны пострадать», — говорит чиновник.

Нет финансов — нет и полномочий

Заявление хорошее, но как бы не случилось повторение пройденного, считает часть экспертов — участников прошедшего форума. Во времена единственного вида собственности — государственной — инфраструктура настолько обветшала и износилась под неусыпным оком сонма надзирающих и контролирующих органов, что при новом политическом и экономическом укладе государство переложило заботы ЖКХ на частный и получастный бизнес. Бремя легло на плечи жильцов, воспользовавшихся возможностью бесплатного приобретения в собственность занимаемой жилплощади в многоквартирных домах. И больше 20 лет длится реформа жилищно-коммунального хозяйства, прозванного еще в советское время жуликоватым комхозом.

Реформаторские провалы вынудили государственных мужей переложить ответственность за электро-, тепло-, газо- и водоснабжение, водоотведение, сбор, вывоз и утилизацию мусора, а также снабжение населения топливом на органы местного самоуправления. Но и муниципальная реформа буксует из-за нехватки у местной власти финансовых ресурсов. Исключение — муниципальные образования с населением более миллиона жителей.

В прошлом году федеральный законодатель произвел очередное перераспределение местных полномочий. Что в результате получилось в сфере ЖКХ, видно по таблице. Возможно, она откроет глаза депутатам и сенаторам на их законотворчество.

Совсем не случайно, видно, на форуме частных операторов коммунальной инфраструктуры прозвучало совершенно неожиданное заявление вернуть МУПы, чтобы ответственность за сферу ЖКХ несли органы местного самоуправления, а губернаторы не занимались проблемой твердых бытовых отходов. Такое сенсационное предложение сделал генеральный директор управляющей компании «Эко-Система» Андрей Якимчук. Возглавляемая им компания обслуживает 2,5 млн жителей в семи российских регионах, перерабатывая в год 6 млн куб. м твердых коммунальных отходов, и имеет инвестиционную программу на 16 млрд руб. до 2020 г.

Информационным партнером общероссийского форума «Частные операторы коммунальной инфраструктуры» была газета «Экономика и жизнь».

Полномочия органов местного самоуправления в жилищно-коммунальной сфере

Вопрос местного значения в сфере ЖКХ

Статус муниципального образования

сельское поселение

городское поселение

Муниципальный район

Городской округ

Внутри-городской район

Организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом

+

+

Организация электро- и газоснабжения в поселениях

+

Организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора

+

Организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов

+

Организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов

+

ИСТОЧНИК: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»