Автостраховщики зафиксировали рекордное снижение числа проданных полисов ОСАГО в России за девять месяцев 2015 г. Из-за подорожания полисов автогражданской ответственности 2,5 млн автовладельцев либо совсем отказались от их покупки, либо купили фальшивые.
По данным специалистов ГК «АвтоСпецЦентр», за первые три квартала 2015 г. количество проданных полисов ОСАГО десяткой страховщиков — лидеров рынка в годовом выражении сократилось на 8%, или на 2,48 млн договоров. В I квартале снижение было на 3,7%, во втором — на 8,8%, в третьем — на 10,1%, а в сентябре — уже на 17,6%. При этом число автомобилей, зарегистрированных в России, не снижается, а растет, пусть и не такими быстрыми темпами, как в предыдущие годы. Значительное падение спроса на полисы ОСАГО зафиксировано после повторного повышения стоимости обязательной «автогражданки» в апреле 2015 г. Автостраховщики объясняют это тем, что выросли тарифы на полисы ОСАГО и упали доходы населения. До удорожания минимальная стоимость полиса ОСАГО была в пределах 2400 руб., а наибольшая — 2600 руб., после подорожания — 3400 и 4100 руб. соответственно.
По мнению экспертов ГК «АвтоСпецЦентр», несмотря на подорожание полисов ОСАГО, люди не видят улучшения качества предоставляемых страховщиками услуг, что также влияет на их желание приобретать полис или заставляет их принять решение о покупке поддельного документа.
На 1 ноября, по оценкам специалистов, в РФ не застраховано по ОСАГО 24% машин.
Среди других причин снижения продаж полисов ОСАГО эксперты также называют желание россиян сэкономить, отказываясь от вождения авто, в том числе от содержания второго автомобиля в семье, или из-за стоимости его эксплуатации (некоторые граждане предпочитают покупать сезонный полис на период весна-лето) и падение спроса на рынке автомобильных продаж.
«Сокращение количества проданных полисов ОСАГО можно объяснить снижением продаж автомобилей, которые в сентябре сократились на 34%, только отчасти, — комментирует директор департамента финансовых услуг ГК «АвтоСпецЦентр» Дмитрий Белов. — Несмотря на то что с начала года объем российского авторынка составил примерно 1,18 млн единиц, что на 33,7% меньше, чем в январе — сентябре 2014 г., основной причиной уменьшения спроса на ОСАГО является повышение его стоимости. Сейчас, когда в стране серьезный экономический спад и покупательская способность населения снижена, дальнейший рост цен на ОСАГО может привести к развитию незаконной деятельности в этом сегменте либо заставит еще большее число граждан отказываться от покупки полиса, игнорируя закон».
Остается напомнить, что хотя полис ОСАГО сегодня — удовольствие дорогое, но его отсутствие в случае ДТП намного дороже.