Снижение темпов роста мировой торговли может привести к торможению глобального ВВП, отмечается в очередном прогнозе аналитиков ОЭСР. Они прогнозируют его рост на 2,9% в нынешнем году и на 3,3% — в 2016-м. Для России, которая во многом зависит от торговли своими углеводородами, эксперты «нарисовали» еще более скромные показатели: в текущем году сокращение ВВП на 4%, в следующем — на 0,4% и небольшой прирост в 1,7% в 2017 г.
Снижение темпов роста глобальной торговли особенно тревожит аналитиков Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), поскольку ее стагнация или слабый рост в прошлом, как правило, сопровождался рецессией мировой экономики.
За последние 50 лет всего пять раз глобальная торговля прирастала на 2% или менее в год, и всегда, по словам генерального секретаря ОЭСР Анхеля Гурриа, это совпадало с рецессией мировой экономики. Кстати, в текущем году, по оценке экономистов организации, мировая торговля вырастет всего на 2%.
«Торговля должна расти примерно вдвое больше скорости роста мировой экономики, поскольку торговля всегда локомотив», — сказал г-н Гурриа на презентации прогноза ОЭСР. В условиях же снижения темпов роста мировой торговли глобальная экономика вырастет в 2015 г. на 2,9%, а в следующем году — на 3,3%.
Мировой лидер роста сменится
Сегодня изменились причины снижения темпов роста мировой торговли. В отличие от ситуации двухлетней давности, когда вялость торговли определялась состоянием стран с развитой экономикой, сейчас вина лежит на развивающихся рынках, таких как Китай.
Темпы экономического роста Поднебесной, согласно прогнозу ОЭСР, в ближайшие два года замедлятся и к 2017 г. будут составлять около 6,2% в год. Это связано с переориентацией экономики страны на рост потребления и сферы услуг вместо экспорта продукции промышленного производства. Изменение структуры китайской экономики болезненно отражается на экспортерах сырья — Австралии, Бразилии и России.
Новые данные, опубликованные на днях, подчеркнули степень спада в Китае: в октябре импорт упал на 18,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а экспорт снизился на 6,9%.
Через два года Поднебесная впервые с начала века потеряет первое место по темпам экономического роста среди крупнейших десяти экономик мира. Новым лидером станет Индия, чей ВВП к этому времени, по мнению экспертов ОЭСР, должен будет вырасти на 7,5%. Для сравнения: в 2014 г. темпы роста Китая равнялись 7,4%, Индии — 7%.
Американская экономика, по прогнозу ОЭСР, продолжит прирастать в ближайшие два года. В следующем году ее прирост составит 2,5%, а в 2017-м — 2,4%. Прирост ВВП в еврозоне будет равняться 1,7% в 2016 г. и 1,9% — в 2017 г.
Когда начнется рост в России?
Российский ВВП в 2015 г. упадет на 4%, прогнозируют аналитики ОЭСР. В июне они были более оптимистичны и надеялись на спад в 3,1%. Зато теперь прогноз международной организации вплотную приблизился к ожиданиям нашего МЭР (3,9%). Чего нельзя сказать о прогнозах ОЭСР и Минэкономразвития на следующий год. Экономисты организации ожидают, что никого роста российская экономика не продемонстрирует, а, наоборот, снизится на 0,4%. А прогнозисты МЭР надеются на прирост отечественного ВВП порядка 0,7%. По мнению же аналитиков ОЭСР, прирост российской экономики начнется только в 2017 г. и составит 1,7%.
Экономисты Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) также недавно сделали прогноз будущего российской экономики, который ближе по своим параметрам к мнению их коллег из ОЭСР. «ВВП страны снизится по итогам 2015 г. на 4,2%, в то время как майский прогноз предсказывал снижение на 4,5%. В 2016 г. ожидается снижение ВВП на 1,2%, в мае банк предсказывал снижение на 1,8%», — отмечается в опубликованном докладе ЕБРР.
Авторы прогноза ЕБРР подчеркивают, что рецессия в России в III квартале 2015 г. может усилиться из-за продолжающегося падения цен на нефть, однако ослабнет в 2016 г., когда российская экономика адаптируется к низким ценам на нефть.
Объем промышленного производства в России по итогам 2015 г. сократится на 4,2%, а в следующем году — на 1,2% из-за снижения размеров потребления и объема инвестиций. Экономисты МЭР и тут более оптимистичны: они прогнозируют снижение промпроизводства в 2015 г. на 3,3%, а в 2016 г. — рост на 0,6%.
Более пессимистичный прогноз ЕБРР можно объяснить тем, что причины нынешней рецессии эксперты банка считают достаточно глубокими. «Российская экономика находится в рецессии. Скорее всего, эта рецессия продолжится и в следующем году. За последние 15 лет это самая тяжелая рецессия, и вот почему, — прокомментировал ситуацию главный экономист ЕБРР Сергей Гуриев. — Россия вошла в эту рецессию не во время глобального кризиса, а сама по себе. Остальная мировая экономика растет, а изоляция России заставляет ее сокращать бюджетные расходы, не позволяет занимать средства за рубежом, не позволяет инвестировать. И в этом смысле то, что мы наблюдаем сейчас, сильно отличается от того, что было в 2008—2009 гг., когда удар кризиса был сильный, но очень краткосрочный».
В 2009 г. наличие гораздо больших резервов, по словам С. Гуриева, позволило избежать снижения реальных доходов населения. В этом году доходы населения снизились на 10%. Речь идет о том, что индексации пенсий не будет, хотя по закону она должна быть. Пенсии будут проиндексированы на 4%, а не на 12%. То есть пенсии сократятся в реальном выражении на 8%.
«И второе отличие от кризиса 2008—2009 гг.: тогда было понятно, что этот кризис кончится и у России есть долгосрочная стратегия развития, — подчеркивает г-н Гуриев. — А сейчас непонятно, когда кончится рецессия, и непонятно, какое долгосрочное видение есть у России. Россия даже перешла от трехлетнего бюджетного планирования на однолетнее. Но даже это не самое главное. Самое главное в том, что нет никакого долгосрочного видения развития страны».