Пятый опрос руководителей компаний стран АТЭС, проводимый компанией PricewaterhouseCoopers, выявил самый низкий с 2012 г. уровень деловой уверенности руководителей бизнеса в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Однако большинство из них планируют увеличить объем инвестиций в страны АТЭС. Руководители предвидят новую волну расходов на ИТ в целях модернизации операционной и производственной деятельности. Наибольшие опасения у них вызывают проблемы кибербезопасности.
В проведенном PwC опросе руководителей компаний стран АТЭС за 2015 г. приняло участие 800 респондентов, которые поделились своими мнениями о перспективах развития бизнеса, свободной торговли и роста экономики в регионе. И хотя опрос показал существенное снижение делового настроя бизнеса в АТР, судя по названию выпущенного PwC отчета по его результатам — «Уверенность руководителей компаний Азиатско-Тихоокеанского региона несколько пошатнулась, но ее уровень остается по-прежнему высоким» — все не так уж плохо. Отчет был выпущен 16 ноября, после открытия саммита руководителей компаний стран региона в столице Филиппин Маниле накануне ежегодной встречи лидеров, входящих в организацию Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, проведенной 18—19 ноября.
Руководители компаний из АТР считают, что в ближайшие 12 месяцев перспективы для роста бизнеса ухудшатся и этот процесс будет происходить с большой скоростью. Волатильность финансовых рынков, отмеченная этим летом, пошатнула их уверенность: в настоящее время лишь 28% руководителей компаний «совершенно уверены» в том, что выручка от их бизнеса вырастет в ближайшие 12 месяцев. В прошлом году таких руководителей было 46%, а в нынешнем году этот показатель оказался на самом низком уровне с 2012 г., когда компания PwC начала отслеживать уровень уверенности руководителей компаний АТР за 12 месяцев.
При этом опасения участников опроса связаны не только с экономическими вопросами. В числе главных угроз для роста бизнеса и бизнес-инвестиций руководители компаний называют проблемы кибербезопасности, стихийные бедствия и геополитическую напряженность в регионе. Однако эксперты PwC отмечают, что уровень уверенности в регионе варьируется — например, 51% руководителей компаний на Филиппинах «совершенно уверены» в том, что в ближайший год их бизнес будет расти. Для сравнения: аналогичный ответ на этот вопрос дали 34% руководителей компаний в США и 20% — в Китае.
Авторы исследования также обнаружили, что уровень уверенности сильно различается в зависимости от размера компании. Так, количество руководителей компаний среднего размера, «совершенно уверенных» в росте выручки в ближайшие 12 месяцев, вдвое меньше количества руководителей как крупных, так и малых компаний: такую уверенность высказали лишь 15% руководителей среднего бизнеса. Это говорит о давлении, которое испытывают на себе компании среднего размера, вышедшие за пределы своих традиционных рынков сбыта и не успевшие стать достаточно крупными, чтобы с легкостью справляться с экономическими потрясениями.
Несмотря на пошатнувшуюся уверенность в росте выручки, большинство руководителей компаний (53%) все еще намереваются увеличить объем инвестиций в ближайшие 12 месяцев, при этом большая часть запланированных инвестиций (68%) будет направлена в страны АТЭС. Кроме того, в этих государствах наблюдается ярко выраженная диверсификация инвестиций. Если Китай, США и Индонезия продолжают лидировать по объемам бизнес-инвестиций, то Филиппины, Вьетнам и Сингапур названы участниками опроса привлекательными странами для бизнеса, так как почти половина руководителей компаний планируют увеличить объем инвестиций, направляемых в эти государства, в течение следующего года.
«Прошедший год был годом беспрецедентно больших объемов прямых иностранных инвестиций в страны Азии с развивающейся экономикой, и по прошествии этого года руководители компаний стран АТЭС стали очень настороженно относиться к изменениям на финансовом рынке и их возможному воздействию на рост выручки, — отмечает Деннис Нэлли, президент PwC International Ltd. — Тем не менее они продолжают расширять свое присутствие на новых рынках стран АТЭС. Это свидетельствует о том, что они приобрели опыт управления в периоды краткосрочной нестабильности и использования новых возможностей развития бизнеса в регионе».
Большинство из 800 опрошенных руководителей компаний стран АТЭС (это самая большая выборка в рамках опросов PwC за все время их проведения) указали, что в контексте развития деловых связей наибольшее положительное влияние на их бизнес окажет более активное распространение широкополосного доступа и участие в цифровой экономике. Эти факторы опередили влияние региональных торговых проектов и создания новой инфраструктуры в слаборазвитых районах региона. Руководители компаний полагают, что к 2020 г. модернизация на основе использования технологий станет повсеместной в АТР. Например, 66% респондентов считают, что передовые технологии, такие как робототехника, «интернет вещей» и технологии 3D-печати, к 2020 г. трансформируют процесс производства, а 63% ожидают новую волну расходов на модернизацию операционной деятельности.
Бизнес стран АТЭС настроен оптимистично в отношении свободной торговли. В настоящее время региональная интеграция продолжается в нескольких направлениях, при этом руководители компаний считают, что зона свободной торговли может стать реальностью в Азиатско-Тихоокеанском регионе к 2020 г. Число руководителей, которые полагают, что Экономическое сообщество АСЕАН (ЭСА) раз и навсегда изменит «правила игры» в регионе, возросло, при этом некоторые также надеются, что Транстихоокеанское партнерство будет способствовать стремительному росту экспорта и региональной экономики.
Однако «свободная торговля не гарантирует рост числа участников экономической деятельности. Многие руководители считают, что свободная торговля может нанести значительный ущерб предприятиям малого и среднего бизнеса. Кроме того, по мнению руководителей компаний, принципиально важно, что социально незащищенные слои населения смогут участвовать в свободной торговле и извлечь пользу из экономического роста в странах АТЭС, доступности качественного образования на всех уровнях и появления усовершенствованных транспортных систем», — считает Д. Нэлли.
Исследование также показало, что на сегодняшний день треть руководителей испытывают меньшую уверенность в том, что доходность может быть повышена за счет операционной деятельности отечественных предприятий. Они более оптимистично настроены в отношении тех областей, где у них больше возможностей для осуществления контроля, таких как запуск новых продуктов и услуг.
Кроме того, руководители компаний видят, что сфера услуг приобретает большую значимость для стран АТР на фоне ослабления глобальной торговли товарами. Эти обстоятельства будут способствовать увеличению спроса на управленческий консалтинг, консультационные услуги по вопросам ИТ и логистики, а также услуги в области управления рисками, считают авторы отчета PwC.
Уверенность руководителей компаний стран АТЭС в росте выручки в последующие 12 месяцев, % респондентов
|
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
---|---|---|---|---|
Полностью уверен |
36 |
42 |
46 |
28 |
Не уверен |
15 |
12 |
8 |
27 |
ИСТОЧНИК: PwC |
К сведению
Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) — региональный экономический форум, образованный в 1989 г. для использования возможностей, открывающихся благодаря растущим связям внутри Азиатско-Тихоокеанского региона. В состав АТЭС входит 21 страна (см. таблицу), которые стремятся к процветанию населения региона и прилагают усилия для осуществления стабильного и сбалансированного роста всех участников экономической деятельности в регионе за счет инновационного развития и ускорения региональной экономической интеграции.
Саммит АТЭС — главное деловое мероприятие в Азиатско-Тихоокеанском регионе, собирающее тысячи руководителей предприятий и лидеров бизнес-сообщества региона и других стран.
Намерения руководителей компаний стран АТЭС инвестировать в государствах региона, % респондентов
Страны АТЭС |
Инвестиции вырастут |
Инвестиции не изменятся |
---|---|---|
КНР |
53 |
38 |
Индонезия |
52 |
38 |
Вьетнам |
52 |
41 |
США |
52 |
43 |
Сингапур |
46 |
48 |
Филиппины |
45 |
46 |
Таиланд |
42 |
48 |
Чили |
40 |
53 |
Япония |
40 |
52 |
Малайзия |
40 |
50 |
Гонконг |
40 |
53 |
Мексика |
39 |
49 |
Австралия |
38 |
53 |
Канада |
37 |
55 |
Республика Корея |
37 |
51 |
Перу |
36 |
58 |
Тайвань |
34 |
59 |
Россия |
32 |
50 |
Новая Зеландия |
25 |
63 |
Папуа — Новая Гвинея |
22 |
61 |
Бруней |
19 |
63 |
ИСТОЧНИК: PwC |