Правительство РФ постановлением от 12.11.2015 № 1224 внесло изменения в Положение о государственном контроле (надзоре) за осуществлением международных автомобильных перевозок»1 (далее — Положение). Новшества связаны с порядком проведения проверок как на пунктах пропуска через границу, так и на контрольных пунктах внутри страны.
Изменения затронули разделы II и III Положения («Место проведения государственного контроля» и «Правила проведения государственного контроля» соответственно) и вступают в силу 24 ноября 2015 г.
Контрольные пункты на стоянках (парковках)
Согласно изменениям, внесенным в п. 7 Положения государственный контроль (надзор) за осуществлением международных автомобильных перевозок в пределах установленной компетенции осуществляется:
n должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) при осуществлении федерального государственного транспортного надзора в стационарных и передвижных контрольных пунктах на автомобильных дорогах общего пользования РФ, в передвижных контрольных пунктах на обозначенных дорожными знаками стоянках (парковках) транспортных средств на территории РФ (далее — контрольные пункты);
n должностными лицами таможенных органов при осуществлении таможенного контроля в пунктах пропуска через государственную границу РФ (далее — пункты пропуска).
Иными словами, через изменение компетенций было расширено понятие контрольных пунктов, в которое теперь включены и передвижные контрольные пункты на обозначенных дорожными знаками стоянках (парковках) транспортных средств. Также в Положении уточнено, что перечень и местоположение таких контрольных пунктов Ространснадзору не нужно согласовывать с Минтрансом России и его территориальными органами (п. 8).
Общие правила контроля
Пункт 9 Положения регламентирует виды проверок и других действий, которые осуществляются в пунктах пропуска таможенными органами в отношении транспортных средств, следующих в Россию и из нее, в том числе транзитом через ее территорию без проезда по территории других государств — членов Таможенного союза (далее — ТС).
Из десяти подпунктов данного пункта в новой редакции изложены пять.
Так, согласно обновленному подп. «а)» таможенники проводят проверку документа, предоставляющего право на проезд по территории РФ (у иностранных перевозчиков), и соблюдения правил его заполнения с проставлением отметки о въезде транспортного средства на территорию РФ либо о его выезде с российской территории. Заметим, что указание о проставлении отметок о въезде и выезде появилось и в других обновленных подпунктах.
В новой редакции подп. «б)» уточнено, что проводится проверка специального разового разрешения на проезд в третьи страны и из третьих стран (у иностранных перевозчиков).
В подп. «г)» зафиксировано, что речь идет о проверке специальных разрешений, предусмотренных ст. 4 Федерального закона от 24.07.98 № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» (далее — Закон № 127-ФЗ).
Подпункт «д)» в новой редакции регламентирует проверку спецразрешений на проезд крупногабаритных и (или) тяжеловесных транспортных средств, масса с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось (группу осей) которых превышают более чем на 2% допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось (группу осей), а также проверку соблюдения маршрутов в тех случаях, когда они указаны в таких разрешениях.
Новая редакция подп. «к)» гласит, что таможенники выдают иностранному перевозчику при въезде на территорию РФ учетный талон по установленной форме в случае, если в соответствии с международными договорами РФ международная автомобильная перевозка допускается без российского разрешения на проезд или перевозка осуществляется по многостороннему разрешению, а также получают от водителя учетный талон при выезде такого автомобиля с территории РФ.
Кроме того, п. 9 Положения дополнен новым подп. «л)», в соответствии с которым будет проводиться проверка международных товарно-транспортных накладных и других документов, предусмотренных международными договорами РФ и законодательством РФ, подтверждающих вид выполняемой перевозки.
Что будут проверять в контрольных пунктах
Пункт 10 Положения устанавливает виды проверок, которые должностные лица Ространснадзора осуществляют в контрольных пунктах. До внесения изменений в нем было десять подпунктов, теперь п. 10 изложен в новой редакции, а подпунктов стало 14.
Итак, в контрольных пунктах будут проверять:
-
документ, предоставляющий право на проезд по территории РФ (у иностранных перевозчиков) и соблюдение правил его заполнения;
-
специальные разовые разрешения на осуществление международной автомобильной перевозки с территории или на территорию третьего государства (у иностранных перевозчиков);
-
международные товарно-транспортные накладные и другие документы, предусмотренные международными договорами РФ и законодательством РФ и подтверждающие вид выполняемой перевозки;
-
учетные талоны;
-
весовые и габаритные параметры транспортных средств, в том числе их соответствие данным, указанным в спецразрешениях;
-
контрольные устройства регистрации режима труда и отдыха (тахографы), заполнение тахограмм или в установленных случаях ведение водителями регистрационных режимов труда и отдыха и соблюдение водителями соответствующих режимов;
-
отличительные знаки государства, на территории которого зарегистрировано транспортное средство;
-
соответствие автомобиля требованиям Конвенции о дорожном движении от 8 ноября 1968 г. и международных договоров РФ;
-
спецразрешения, предусмотренные ст. 4 Закона № 127-ФЗ, а также соблюдение маршрутов в тех случаях, когда они указаны в таких разрешениях, оборудование и необходимые документы в соответствии с требованиями Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30.09.57 и законодательства РФ;
-
спецразрешения на проезд крупногабаритных и (или) тяжеловесных транспортных средств, масса с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось (группу осей) которых превышают более чем на 2% допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось (группу осей), а также проверку соблюдения маршрутов в тех случаях, когда они указаны в таких разрешениях;
-
соблюдение требований, установленных Соглашением о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок, от 01.09.79; а также требований, установленных международными договорами РФ и законодательством РФ к перевозке пассажиров автобусами;
-
уведомление (в случае его получения водителем от уполномоченного органа государственного (автомобильного) контроля другого государства — члена ТС) с проставлением отметки об устранении нарушения;
-
российского разрешения или спецразрешение у водителя транспортного средства, выполняющего перевозку через белорусский или казахстанский участок внешней границы ТС для проставления отметки о въезде или выезде (проводится в ближайшем к государственной границе РФ контрольном пункте).
Во всех необходимых случаях проставляются отметки о прохождении контроля.
Если обнаружено нарушение
В новой редакции изложен и п. 13 Положения. Он регулирует действия таможенников в случае, когда в пункте пропуска обнаружено нарушение автомобилем, принадлежащим иностранному перевозчику, международных договоров РФ, требований законодательства РФ в области транспорта.
Как и сейчас, такой автомобиль может быть допущен для дальнейшего движения по территории РФ только после устранения нарушения. Если это невозможно, иностранный перевозчик (лицо, действующее от его имени) обязан в течение трех часов с момента прибытия транспортного средства в пункт пропуска принять меры по выезду автомобиля с территории РФ.
Однако есть и новшество: если такое нарушение будет обнаружено в контрольных пунктах или в пункте пропуска при выезде из России, автомобиль будет задержан до устранения причин задержания и предъявления документа, подтверждающего уплату штрафа.
Причем согласно п. 15.1 Положения в новой редакции при наложении административного штрафа в российском разрешении на проезд или учетном талоне таможенники сделают отметку.
Превышение максимального веса, нагрузки на ось или габаритов
Пункт 14 Положения регулирует действия проверяющих, когда на 2% превышена максимальная допустимая масса автомобиля или допустимая нагрузка на ось (группу осей) либо превышен габарит транспортного средства.
В этом случае автомобиль может продолжить движение только после устранения нарушения или получения спецразрешения. Требование о том, что меры по устранению нарушения, а также по получению спецразрешения принимает именно водитель авто, исключено.
1 Утверждено постановлением от 31.10.98 № 1272.