В середине осени промышленность закрепила скромный успех сентября

| статьи | печать

В октябре российская индустрия продемонстрировала по отношению к сентябрю небольшой рост, который из-за нагрянувших холодов возглавило производство электроэнергии, газа и воды. Вместе с тем экономисты считают, что у российской промышленности есть и среднесрочные драйверы роста, в частности, девальвация рубля.

Небольшое улучшение ситуации в промышленности показали уже сентябрьские данные Росстата. В первом месяце осени темпы падения производства относительно того же периода прошлого года впервые, начиная с апреля, оказались ниже 4% и составили 3,7% (против 4,3% в августе). При этом, по расчетам ученых Центра развития ВШЭ, в сентябре динамика промышленного производства со снятой сезонностью впервые с декабря 2014 г. показала заметный рост: 0,5% к августу по всей промышленности и 0,9% по обрабатывающей индустрии.

Важная деталь: в начале осени в составе обработки выросли все сектора за исключением текстильного и швейного производства, выпуска кокса и нефтепродуктов, а также электроэнергетики. Особенно сильно нарастили объемы производители продукции химической промышленности, резины и пластмасс, а также автомобилестроители.

Октябрьские данные статистического ведомства также привнесли небольшую ноту оптимизма в положение отечественной индустрии. Индекс промышленного производства по сравнению с сентябрем 2015 г. составил 105,2%. А в январе — октябре 2015 г. по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. индекс равнялся 96,7%, то есть снижение было менее 4%.

В лидерах роста на этот раз благодаря сезонному фактору оказалось производство и распределение электроэнергии, газа и воды: 127% в октябре по отношению к сентябрю и 99% за январь — октябрь по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Более стабильно ведет себя добыча полезных ископаемых, которая в октябре продемонстрировала рост к сентябрю 103,3%, а за январь — октябрь текущего года к соответствующему периоду предыдущего года — 101,4%.

Обрабатывающие производства продемонстрировали рост 102,8% к сентябрю и 94,7% за январь — октябрь по отношению к аналогичному периоду прошлого года.

Девальвация как среднесрочный фактор роста

Среди факторов, которые могут позитивно повлиять на рост отечественной промышленности в среднесрочной перспективе, эксперты «Вышки» называют ослабление рубля, которое стимулирует выпуск часто не сразу, а с определенной задержкой. Анализу проблемы девальвационного стимулирования выпуска в последние десятилетия была посвящена целая глава в октябрьском (2015 г.) выпуске World Economic Outlook, подготовленном аналитиками МВФ. Они считают, что девальвация в целом по всей совокупности изученных стран по-прежнему стимулирует выпуск, но часто не сразу, а с заметным временным лагом.

По данным Банка международных расчетов (BIS), в России реальный эффективный курс рубля в сентябре 2015 г. ослаб относительно декабря 2013 г. (когда начиналась первая волна девальваций в развивающихся странах) на 30,4%, то есть сильнее валют всех крупных экономик мира. Это ослабление реального эффективного курса рубля было больше, чем в ходе кризиса 2008—2009 гг., когда оно составило около 20%, но меньше, чем в течение кризиса 1998 г., когда наша национальная валюта упала примерно на 50%.

Девальвация улучшила ситуацию даже в ряде отраслей обрабатывающей промышленности, которая обычно тяжело переносит кризис. Это прежде всего пищевая промышленность и производство нефтепродуктов (+3%), кожевенно-обувная индустрия (+1,2%), выпуск химической продукции (+5%), резины и пластмасс (+11%).

При этом машиностроительные отрасли снизили объемы выпуска относительно конца 2013 г. на 12—15%. «Что касается машиностроения, то это неудивительно, учитывая сформировавшийся в российской экономике еще в начале 2013 г. тренд к снижению загрузки мощностей и, соответственно, к снижению спроса на товары инвестиционного назначения, — подчеркивает эксперт ЦР Валерий Миронов. — Поэтому для того, чтобы российское машиностроение смогло воспользоваться как выгодами от девальвации, так и экономией на масштабах производства, оно должно было бы выйти на внешние рынки. Однако в складывающейся геополитической ситуации и при эскалации взаимных санкций этот момент откладывается на неопределенное время».

В складывающихся условиях, по мнению г-на Миронова, было бы неправильно надеяться лишь на положительную динамику цен на нефть и откладывать необходимые структурные реформы. В обозримой перспективе можно ожидать замедления экономик США, Великобритании, Китая и Индии (там реальный эффективный курс за последние два года сильно укрепился) и более скромного ускорения экономик еврозоны и Японии, где курс немного снизился, но не так сильно. Так или иначе, большого роста спроса на нефть со стороны крупнейших экономик ожидать нельзя, а значит, цены на нефть вряд ли сильно вырастут. Похоже, российским производителям и населению придется затягивать пояса и много работать, а регуляторам — проводить реформы, направленные на поддержку обрабатывающей промышленности и несырьевого экспорта.

Переход к росту стал более вероятным

На более оптимистичный лад настраивает экономистов и октябрьский Сводный опережающий индекс (СОИ), который 11-й месяц подряд оказался в отрицательной области (–2%), но по сравнению с предыдущим месяцем положение здесь немного улучшилось.

В середине осени главными негативными факторами для СОИ была динамика нефтяных цен, фондовых индексов и денежной массы. «Существенный позитивный фактор — заметный рост новых заказов, — комментирует ситуацию аналитик ВШЭ Сергей Смирнов. — Парадоксальным образом этот рост сопровождается снижением закупок сырья, что непротиворечиво объяснить довольно затруднительно. Тем не менее в октябре совокупный вклад внутреннего спроса оказался положительным впервые с ноября прошлого года. Если эта тенденция закрепится, можно будет ожидать перехода российской экономики к росту».

В целом значение СОИ в октябре осталось в отрицательной области, но темпы его падения снизились. Переход к росту российской экономики в ближайшие месяцы выглядит, по оценке ученых «Вышки», несколько более вероятным, чем в предыдущие месяцы.

Динамика реального эффективного курса национальных валют в ряде стран в сентябре 2015 г. к декабрю 2013 г.

Страна

%

Россия

–30,4

Бразилия

–24,6

Норвегия

–10,1

Турция

–8,8

Испания

–6

Польша

–5,4

Германия

–4,9

Франция

–4,7

Сингапур

–3,1

Индия

+1,4

Англия

+8,8

Китай

+10,3

США

+17

ИСТОЧНИК: BIS, расчеты ЦР ВШЭ