Правительство РФ предлагает пересмотреть в сторону увеличения срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения валютного законодательства и актов органов валютного регулирования. На днях оно внесло на рассмотрение нижней палаты парламента проект федерального закона «О внесении изменений в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (№ 925087-6).
Разработка законопроекта с поправками в ст. 4.5 КоАП РФ обусловлена обстоятельствами, которые объективно не позволяют обнаружить факты совершения правонарушения, определить правонарушителя и привлечь его к административной ответственности в рамках установленного сейчас срока давности.
В частности, это связано с:
-
необходимостью соблюдения предусмотренной КоАП РФ процедуры обязательного извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, и невозможностью принятия решения по делу в его отсутствие без доказательств его надлежащего извещения (большинство привлекаемых к административной ответственности организаций за невозврат валютной выручки в Россию отсутствуют по заявленному месту регистрации);
-
злоупотреблением резидентами своим правом на заявление ходатайств об отложении рассмотрения дел об административных правонарушениях по тем или иным причинам, которые должны быть рассмотрены в соответствии со ст. 24.4 и 29.7 КоАП РФ;
-
необходимостью проверки органами и агентами валютного контроля информации о наличии признаков нарушений резидентами валютного законодательства России и актов органов валютного регулирования, поступающей от кредитных организаций в целях сбора доказательств по делу, необходимых для его полного, всестороннего и объективного рассмотрения и принятия решения в соответствии с КоАП РФ.
На сроки проведения проверок также повлияло формирование Таможенного союза и Единого экономического пространства. Снятие пограничного, таможенного и иных видов контроля на границах Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, обеспечение свободного перемещения товаров внутри таможенной территории Таможенного союза серьезно осложнили контроль за валютными операциями резидентов, в том числе во взаимной торговле в рамках ЕврАзЭС. Теперь для фиксации доказательств по данной категории дел требуется получение заключений от таможенных органов соответствующих иностранных государств, выполнение процедуры дополнительных запросов органов государственной власти, осуществляющих государственный надзор и специфические разрешительные функции (подтверждение государственных номеров транспортных средств, указанных в товарно-транспортных накладных и иных товаросопроводительных документах и т.д.). При этом в среднем на получение необходимых документов и информации из государственных органов стран — членов Таможенного союза уходит около полугода.
В результате Росфиннадзор получает от таможенных органов протоколы по делам об административных правонарушениях с истекающим сроком давности привлечения лиц к административной ответственности. Это не позволяет Росфиннадзору полноценно подготовить дела к рассмотрению в сроки, установленные ст. 29.1—29.6 КоАП РФ.
Помимо всего вышеперечисленного часто при производстве по делам об административных правонарушениях возникает необходимость проведения экспертизы, предусмотренной ст. 26.4 КоАП РФ, с целью подтверждения подлинности документов, что также требует времени.
В связи с этим при истечении срока давности привлечения к административной ответственности по вышеуказанным правонарушениям резиденты избегают административной ответственности.
В связи с этим предлагается увеличить срок давности привлечения к административной ответственности с одного года до двух лет. По мнению правительства, это будет способствовать повышению качества и объективности рассмотрения дел указанной категории.