Нынешний джазовый фестиваль в Лондоне представляет больше не джаз в традиционном понимании этого жанра, а скорее, фолк — городской в виде рэпа, деревенский в виде пастушечьих песнопений скотоводов Западной Африки — и прочие малоинтересные попытки заработать славу и деньги на деликатной публике. Но среди развалов бессмысленных созвучий, которые заполнили берега Темзы, вдруг слышишь волшебное — это играет Кит Джарретт или поёт Курт Эллинг.
Вообще лондонское представление мало похоже на джазовый фестиваль в привычном смысле. Концерты идут в в десятках залов по всему Лондону, и надо ещё догадаться, что всё это — один фестиваль. Зато можно подыскать концерт неподалёку от ночлега, чтобы не тратиться на проезд. В британской столице это актуально.
В этот раз у фестиваля даже нет центра. Queen Elizabeth Hall и Purcell Room, где всегда давались в фойе бесплатные концерты, устраивались выставки и кинопоказы, закрылись на ремонт. Но всё равно есть, что послушать приверженцам гармоний, состоящих из более, чем пары нот.
Особых новаций, впрочем, не наблюдается. По укоренившейся уже традиции многие якобы джазовые команды играют откровенную попсу. Изыски тоже не удивляют. Обычно это попытки совместить разные жанры в одном флаконе. В Лондоне анонсирован джазовый дебют известного рэппера Ice-T, который приглашён солистом в проект трубача и композитора Рона Маккерди. Проект называется «12 настроений джаза» (по одноимённой поэме классика афро-американской литературы, одного из основателей так называемого Гарлемского ренессанса в культуре 20—30-х годов Лэнгстона Хьюза). Меломаны видели уже много подобного, и откровений от концерта не ждут.
Зато любители с удовольствием послушали концерт японской пианистки Хироми. Она как-то незаметно выросла из молодой исполнительницы, которую многие узнали после совместного проекта с Чиком Кореа. в мэтра джаза. Хироми не показывает ничего неожиданного — всё также истязает рояль, беззастенчиво вторгаясь в его чрево и буквально вытаскивая оттуда рукам звуки. Но японка сохранила азарт и драйв, которыми щедро делится с публикой. В этом раз ей хорошо подыграли бас-гитарист Энтони Джексон и барабанщик Саймон Филипс (сотрудничал с The Who, Фрэнком Заппой, Judas Priest и т.д.).
Представлен и скандинавский джаз, который имеет своих поклонников. Однако на этот раз, кажется, скандинавы многих разочаровали. К примеру — норвежский трубач Нильс Петер Молвер. Он считается новатором соединения джаза с электронной музыкой, что само по себе уже отталкивало от него массу любителей джаза. В этот раз Молвер сумел на концерте в легендарном клубе Ronnie Scott’s потерять симпатии и многих из тех, кто готов мириться с соединением электроники с музыкой. Как пишут критики, трубач «предстал всего лишь как жалкий эпигон позднего Майлса Дэвиса».
Но самое большое разочарование было связано с певицей Кассандрой Уилсон. Она должна была представить лондонской публике свой новый альбом Coming Forth By Day — посвящение великой Билли Холидей. Заполненный до отказа 2,5-тысячный Royal Festival Hall ждал окончания затянувшегося антракта. Ждал почти час. Потом на сцену вышли организаторы фестиваля и сообщили, что дива не хочет покидать свой номер в отеле, несмотря на уговоры отправившихся к ней её музыкантов. Публика побрела к кассам получать деньги за билеты. Однако позже Уилсон вышла на сцену, спела плохо и ушла в середине сета.
Сольные концерты на лондонском фестивале — редкость. И повезло тем, кто попал на выступление 70-летнего пианиста Кита Джарретта. Маэстро в последнее время играет, может быть, чуть философичнее и медленнее, чем прежде, но не менее изощрённо и изысканно. Сильно порадовали публику певец Курт Эллинг и композитор Мария Шнайдер.
В общем, в Лондоне было опять доказано, что слухи о смерти джаза преувеличены. Осень — да. Но это золотая осень.