Право на возврат ошибочно уплаченного в бюджет налога дает организациям ст. 78 НК РФ. В этой норме Кодекса не содержится никаких условий для осуществления такой операции. Достаточно подать заявление и налог должен быть возвращен. Но как показывает арбитражная практика, сам факт обращения с заявлением о возврате суммы, ошибочно перечисленной в бюджет, вовсе не гарантирует ее автоматического возврата. Пример — постановление АС Западно-Сибирского округа от 30.10.2015 № Ф04-25960/2015.
Откуда переплата?
Компания в 2013 г. перечислила в бюджет НДФЛ. В начале 2014 г. организация, видимо, обнаружив ошибку, обратилась в налоговый орган с заявлением о возврате части средств, которые были перечислены в составе НДФЛ ошибочно. Фирма указала, что эта сумма не была удержана у физических лиц и НДФЛ не является.
Налоговый орган компании в возврате отказал. По мнению инспекции, фирма должна была подтвердить, что НДФЛ перечислен в бюджет сверх суммы фактически удержанного из доходов физических лиц налога, не связан с исполнением обязанности налогового агента, а уплачен ошибочно из собственных средств.
Таким подтверждением могли стать регистры налогового учета за соответствующий налоговый период, карточки счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Однако в инспекцию они не были представлены. А копия платежного поручения, которую фирма сдала вместе с заявлением, факт ошибки не подтверждает.
Организация оспорила решение налогового органа об отказе в Управлении ФНС России по субъекту, а затем в суде.
Основания для возврата нужно подтвердить
Рассмотрев материалы дела, суды трех инстанций поддержали налоговую инспекцию. Они выяснили, что НДФЛ, перечисленный в бюджет сверх суммы фактически удержанного из доходов физических лиц налога, действительно таковым не является. Зачесть данную сумму в счет предстоящих платежей по НДФЛ налоговый агент не вправе. Однако само по себе обращение с заявлением о возврате вовсе не обязывает налоговый орган взять «под козырек» и вернуть деньги по первому требованию.
Довод фирмы о том, что налоговый орган имел возможность на основании представленных ранее документов (реестров сведений о доходах физических лиц за 2013 г. и платежных поручений) установить факт и размер переплаты, суды отклонили. Ведь такие документы содержат обобщающие данные по налогоплательщикам и не позволяют установить факт переплаты, а также природу излишне уплаченных средств. Кроме того, на основании реестров нельзя проверить, за счет чего сложилась переплата (за счет собственных средств налогового агента или за счет неправильного исчисления НДФЛ), а следовательно, сделать вывод о наличии оснований для возврата денег из бюджета.
Таким образом, основной причиной отказа в удовлетворении требования стала совокупность следующих факторов:
общество не представило доказательств в подтверждение своей позиции об ошибочном перечислении НДФЛ из собственных средств;
не указана причина возникновения ошибки и не приложен соответствующий документ ее подтверждающий.
Кстати, судьи указали компании порядок действий, который приведет ее к желаемому результату: сдать карточки по счетам 68 и 70, а также попросить налоговый орган провести сверку расчетов с бюджетом.
Стоит ли спорить?
Возникает вопрос: почему компания так упорно настаивала на своей позиции, обращалась в три судебные инстанции, вместо того чтобы пойти другим путем, который мог оказаться намного короче? На наш взгляд, ее сбило с толку письмо ФНС России от 19.10.2011 № ЕД‑3-3/3432@, кстати, упомянутое в судебных актах. В этом послании сказано буквально следующее: «Ежемесячное перечисление в бюджет суммы, превышающей сумму фактически удержанного из доходов физических лиц налога на доходы физических лиц, не является налогом. В таком случае налоговому агенту следует обратиться в налоговый орган с заявлением о возврате на расчетный счет организации суммы, не являющейся налогом на доходы физических лиц и ошибочно перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации».
Согласитесь, что буквальное прочтение письма предполагает совершение всего одного действия — подачу в налоговый орган заявления на возврат налога.
Кроме того, о возможности автоматического возврата говорит положительная судебная практика. В частности, постановление ФАС Поволжского округа от 02.08.2011 № А55-21489/2010, где судьи констатировали, что отсутствие налоговых карточек у общества не может являться основанием для отказа, так как не меняет правовую природу излишне уплаченного налога за счет собственных средств.
На наш взгляд, в рассматриваемой ситуации гораздо проще и выгоднее избежать судебного разбирательства. Ведь выполнить требования проверяющих в данном случае не так и сложно.