Компания не находится по юридическому адресу: какие риски с этим связаны и как изменить сведения в реестре?

| статьи | печать

Регистрация юридического лица по неверному адресу — явление, часто встречающееся на практике. Причины этого могут быть различными. Очень часто компании, сменившие свое фактическое место нахождения, просто не хотят тратить время на внесение соответствующих изменений в ЕГРЮЛ. При этом риски, связанные с недостоверными сведениями об адресе компании в ЕГРЮЛ, достаточно серьезные. О том, какие последствия могут быть у компании, место нахождения которой не совпадает с ее юридическим адресом, как внести изменения в ЕГРЮЛ и чего ждать в 2016 г., читайте в этом материале.

Адрес места нахождения организации является общедоступной информацией, внесенной в ЕГРЮЛ. Благодаря электронному сервису каждый пользователь сети «Интернет» на сайте https://www.nalog.ru может получить сведения о юридическом лице, зарегистрированном на территории Российской Федерации, в том числе информацию о его адресе.

В части 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о госрегистрации) предусмотрено, что в ЕГРЮЛ должна содержаться информация об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, либо, в случае отсутствия такого органа, любого иного лица, имеющего право действовать от имени организации без доверенности. Именно по этому адресу осуществляется связь с юридическим лицом.

Безусловно, открытый характер сведений об адресе места нахождения компании предполагает их достоверность. Однако на практике далеко не всегда компании располагаются по адресам, указанным в ЕГРЮЛ. С какими правовыми последствиями может столкнуться компания, не осуществляющая деятельность по указанному в ЕГРЮЛ адресу места нахождения?

Правовые риски отсутствия организации по адресу ее государственной регистрации достаточно разнообразны.

Риск первый: отказ в государственной регистрации юридического лица

Основания, по которым юридическому лицу может быть отказано в государственной регистрации, перечислены в ст. 23 Закона о госрегистрации. Одним из таких оснований является наличие у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных для регистрации документах сведений об адресе места нахождения юридического лица (подп. «р» ч. 1 ст. 23 Закона о госрегистрации).

Кстати, до 30 июня 2013 г. регистрирующий орган не был уполномочен проверять достоверность сведений, представленных для государственной регистрации компании. Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» (далее — Закон № 134-ФЗ) внес несколько важных изменений в ГК РФ, НК РФ, а также в Закон о госрегистрации.

В частности, Законом № 134-ФЗ в новой редакции изложена ст. 51 ГК РФ. В соответствии с п. 3 ст. 51 ГК РФ до государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в ЕГРЮЛ, уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в сроки, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в реестр.

Одновременно Закон № 134-ФЗ расширил перечень оснований для отказа в государственной регистрации сведений об адресе места нахождения организации, а также регистрации вносимых в сведения об адресе изменений. К таким основаниям теперь относится наличие у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности представленных для регистрации заявителем сведений об адресе места нахождения юридического лица.

Пленум ВАС РФ в п. 1 постановления от 30.07.2013 № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» (далее — Постановление № 61) разъяснил, на основании каких признаков налоговые органы вправе делать вывод о недостоверности сведений об адресе места нахождения юридического лица. Во-первых, если адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, согласно сведениям ЕГРЮЛ обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна (представители юридического лица по данному адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т.п.). Во-вторых, если адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, в действительности не существует или находившийся по этому адресу объект недвижимости разрушен. Третий признак — адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, является условным почтовым адресом, присвоенным объекту незавершенного строительства. Четвертый признак — если адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом (адреса, по которым размещены органы государственной власти, воинские части и т.п.). И наконец, пятый — если имеется заявление собственника соответствующего объекта недвижимости (иного управомоченного лица) о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу данного объекта недвижимости.

При наличии хотя бы одного из перечисленных обстоятельств, сведения об адресе юридического лица считаются недостоверными, если заявитель не представил в регистрирующий орган иные сведения (документы), подтверждающие, что связь с юридическим лицом по этому адресу может быть осуществлена.

Одновременно с этим судам рекомендуется учитывать, что по смыслу п. 4 ст. 9 Закона о госрегистрации, налоговый орган не вправе возлагать на лицо, обратившееся с соответствующим заявлением о государственной регистрации, бремя подтверждения достоверности представленных сведений об адресе юридического лица, в том числе путем представления дополнительных документов, помимо тех, которые предусмотрены законом.

Риск второй: возможность ликвидации компании в связи с ее отсутствием по юридическому адресу

Если процедура регистрации успешно пройдена и компания активно ведет свою хозяйственную деятельность, у нее есть свой веб-сайт, сложился круг деловых партнеров, в налоговую инспекцию регулярно представляются отчетные документы, активно используются открытые в банках расчетные счета.

Вместе с тем даже с учетом всех перечисленных обстоятельств, у налоговой есть шанс добиться в суде ликвидации организации в случае, если по заявленному при регистрации адресу такая организация отсутствует.

В пункте 3 ст. 61 ГК РФ указано, что компания может быть ликвидирована в судебном порядке в том случае, если она допустила грубые нарушения закона, носящие неустранимый характер. Одновременно с этим положением в п. 2 ст. 25 Закона о госрегистрации установлено, что регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов.

Представление недостоверных сведений об адресе места нахождения организации может рассматриваться в качестве основания для подачи иска о ликвидации, в силу нарушения предусмотренного подп. «в» п. 1 ст. 5 Закона о государственной регистрации требования о представлении регистрирующему органу сведений об адресе (месте нахождения) постоянного действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица — иного органа или лица, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица), по которому может быть осуществлена связь с юридическим лицом.

Согласно п. 6 Постановления № 61 при наличии информации о том, что связь с юридическим лицом по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ, невозможна (представители юридического лица по адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т.п.), регистрирующий орган после направления этому юридическому лицу (в том числе в адрес его учредителей (участников) и лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности) уведомления о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений о его адресе и в случае непредставления таких сведений в разумный срок может обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации этого юридического лица (п. 2 ст. 61 ГК РФ, п. 2 ст. 25 Закона о госрегистрации).

При этом требования налоговых органов о ликвидации организации в связи с невозможностью связаться с ней по указанному в ЕГРЮЛ адресу суды нередко удовлетворяют.

Так, например, в одном деле суд удовлетворил требование налоговой инспекции о ликвидации общества и обязал учредителя ликвидировать компанию в течение шести месяцев, поскольку содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения об адресе, по которому осуществляется связь с обществом, были недостоверными, по указанному адресу общество или его исполнительный орган фактически отсутствовали, корреспонденция, направляемая в адрес общества, возвращалась с отметкой органа почтовой связи «иные обстоятельства — нет такой организации», письма в адрес учредителя/генерального директора общества возвращались также с отметкой «отсутствие адресата по указанному адресу, выбыл» (постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2015 № 10АП‑4867/2015 по делу № А41-4440/15).

Одновременно с этим в другом деле суд удовлетворил требование регистрирующего органа о ликвидации общества, поскольку было установлено, что общество по адресу, указанному при государственной регистрации, отсутствовало, мер по внесению актуальных данных о своем месте нахождения в ЕГРЮЛ не предпринимало (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 12.02.2015 № Ф10-117/2015 по делу № А09-6141/2014).

ФНС России в письме от 25.06.2014 № СА‑4-14/12088 «Об обеспечении единой правоприменительной практики налоговых органов при выявлении недостоверности сведений об адресе (месте нахождения) юридического лица» обозначила круг обстоятельств, которые являются определяющими при рассмотрении дел о ликвидации юридического лица. Это наличие информации о том, что связь с юридическим лицом по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ, невозможна (представители юридического лица по адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т.п.). Это направление регистрирующим органом в адрес юридического лица уведомления о необходимости представления достоверных сведений об адресе юридического лица. При этом такие уведомления должны быть направлены как в адрес самого юридического лица, так и в адрес его учредителей (участников) и лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности. Кроме того, регистрирующим органом должны быть представлены доказательства того, что юридическое лицо не является недействующим (то есть представляет в течение последних 12 месяцев документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и осуществляет операции хотя бы по одному банковскому счету), в силу чего к нему не может быть применена процедура исключения из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа, либо доказательства невозможности применения административного порядка ликвидации недействующего юридического лица.

Надо отметить, что рассмотрение судами дел о ликвидации организации по причине предоставления недостоверных сведений об адресе в налоговый орган имеет ряд процессуальных аспектов.

В частности, в абз. 6 п. 6 Постановления № 61 Пленум ВАС РФ указывает, что в случаях, когда вместо требования о ликвидации регистрирующий орган предъявляет требования о признании недействительными государственной регистрации юридического лица либо акта о внесении изменений в сведения ЕГРЮЛ об адресе юридического лица по мотиву недостоверности таких сведений, суд отказывает в их удовлетворении.

Риск третий: неполучение юридически значимых сообщений

При направлении уведомлений и иных юридически значимых сообщений по адресу места нахождения организации, указанному в ЕГРЮЛ, вне зависимости от того, получено ли было такое сообщение или нет, организация считается надлежащим образом уведомленной. Уведомление может касаться как привлечения компании к административной ответственности, так и рассмотрения судом дела с участием компании.

Так, в одном деле судом было установлено, что при направлении извещений административный орган должен прежде всего исходить из сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ. При этом, если фактическое место нахождения компании не совпадает с данными, указанными в ЕГРЮЛ, процедура привлечения к административной ответственности должна считаться соблюденной (постановление Арбитражного суда Московского округа от 29.10.2015 № Ф05-15247/2015 по делу № А40-55355/15).

Суды исходят из того, что юридическое лицо должно обеспечить получение корреспонденции по своему юридическому адресу. То обстоятельство, что компания-ответчик не исполнила обязанность по получению корреспонденции по своему юридическому адресу, указанному в ЕГРЮЛ, не дает ей право ссылаться на его ненадлежащее извещение судом первой инстанции о месте и времени судебного разбирательства. Соответственно, если уведомление пришло по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, то ответчик считается надлежащим образом извещенным о времени и месте проведения судебного разбирательства, даже если фактически уведомление не получил (см., например, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2015 № 09АП‑37852/2015 по делу № А40-63699/15 и от 05.11.2015 № 09АП‑44510/2015 по делу № А40-92286/2015).

Риск четвертый: административная ответственность

Представление недостоверных сведений об адресе места нахождения организации образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.25 КоАП РФ.

Так, согласно п. 4 ст. 14.25 КоАП РФ непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5000 до 10 000 руб. Кроме того, в п. 5 ст. 14.25 КоАП РФ установлено, что повторное представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Относительно недавно ст. 14.25 КоАП была несколько скорректирована — в ней появился п. 5, в котором дисквалификация должностного лица стала санкцией за повторное правонарушение, предусмотренное п. 4, тогда как в предыдущей редакции статьи дисквалифицировать нарушителя могли и за однократное нарушение (см., например, постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 14.12.2012 по делу № А82-8090/2012).

Кстати, правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ, не является длящимся. Согласно ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения.

Процедура внесения в реестр сведений об изменении адреса места нахождения организации

Порядок внесения изменений в адрес места нахождения организации регламентирован положениями ст. 17—19 Закона о госрегистрации.

Условно любые изменения в сведения о юридическом лице, вносимые в реестр, можно разделить на те, при которых необходимо внесение изменений в учредительные документы, и те, при которых внесение изменений в учредительные документы не требуются. Согласно ч. 2 ст. 54 ГК РФ указывать точный адрес в учредительных документах необязательно, достаточно указать только населенный пункт, однако на практике компании предпочитают указывать в уставе точный адрес места своего нахождения. В этом случае изменения придется вносить и в учредительные документы.

Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, осуществляются регистрирующим органом по месту его нахождения (п. 1 ст. 18 Закона о госрегистрации).

В случае внесения изменений в сведения о юридическом лице в связи с переменой места нахождения юридического лица регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица (п. 4 ст. 18 Закона о госрегистрации).

Зарегистрировать внесенные в сведения об адресе места нахождения юридического лица изменения в государственном реестре регистрирующий орган обязан в течение пяти дней с момента получение от заявителя документов (ст. 8 Закона о госрегистрации).

Пакет документов, которые необходимо представить в регистрирующий орган для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, следующий: подписанное уполномоченным лицом (как правило, это генеральный директор) заявление по форме № Р13001 «Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица», решение уполномоченного органа юридического лица о внесении изменений в его учредительные документы, устав в новой редакции (либо изменения к нему), нотариально удостоверенная доверенность на подачу документов, документ об уплате госпошлины (в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ госпошлина составляет 800 руб.).

Указанный перечень документов является исчерпывающим. Однако в связи с участившимися проверками достоверности сведений об адресе места нахождения компании одновременно с установленными законом документами важно представлять в налоговый орган копию договора аренды офиса, расположенного по адресу места нахождения организации, а также гарантийное письмо от собственника помещения, чтобы избежать возможного отказа налоговой.

О грядущих переменах

Федеральным законом от 30.03.2015 № 67-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в Закон о госрегистрации внесены поправки, предоставляющие налоговым органам право на проведение проверок достоверности представляемых заявителем сведений. Поправки вступят в законную силу с 1 января 2016 г.

Проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в ЕГРЮЛ.

Во исполнение вышеизложенных полномочий инспекции ФНС России вправе: изучать документы и сведения, имеющиеся у регистрирующего органа, в том числе возражения заинтересованных лиц, а также документы и пояснения, представленные заявителем; получать необходимые объяснения от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки; получать справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверки; проводить осмотр объектов недвижимости; привлекать специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.

Иными словами, с 1 января 2016 г. негласный механизм проводимых регистрирующим органом проверок обретет стройность нормы закона, а порядок регистрации адреса места нахождения организации перестанет носить исключительно формальный характер.

читайте также