По итогам января — октября текущего года средняя премия в ОСАГО выросла на 61%, а средняя выплата — лишь на 36%, сообщил Российский союз автостраховщиков (РСА).
Новые данные свидетельствуют о значительном — на 7% — снижении общего числа заключенных договоров обязательного автострахования по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Если за десять месяцев 2014 г. было подписано 35,4 млн договоров ОСАГО, то за десять месяцев 2015 г. — лишь 32,8 млн.
Значит ли это, что 2,6 млн автовладельцев расстались со своим «железным конем», поставили машины на прикол возле дома или решили ездить без оформления полиса ОСАГО, требуемого по закону? Исследования показывают, что все три способа ухода от обязательного платежа по автострахованию используются, причем часть автовладельцев, не готовая перейти в пешеходы, в целях экономии купила у «черных страховщиков» фальшивые полисы ОСАГО. Количество таких полисов РСА оценивает на уровне 2% от общего объема рынка. Кроме того, в резком снижении общего числа заключенных договоров отразилось принятое в прошлом году законодателями решение о том, что владельцы прицепов могут не оформлять на них отдельные полисы страхования.
Средняя стоимость полиса ОСАГО за десять месяцев текущего года составила 5400 руб. (в аналогичном периоде прошлого года — 3300 руб.). Средняя стоимость полиса в октябре достигла 6100 руб. Общая сумма выплат за год изменилась на 37% в сторону увеличения, до 96,9 млрд руб., при этом средняя выплата выросла на 36%, до 47 400 руб.
Общее количество страховых случаев выросло незначительно, до 2,09 млн с 2,04 млн в прошлом году. Надо заметить, что общее количество дорожно-транспортных происшествий в стране за этот же период снизилось больше чем на 9%, по данным ГИБДД — с 165 233 аварий за январь — октябрь 2014 г. до 151 085 аварий за январь — октябрь текущего года.
За рассматриваемый период страховщики ОСАГО собрали 176,8 млрд руб. страховых премий (рост на 49%, со 118,5 млрд руб. в 2014 г.).
Резкий рост сборов и средней стоимости полиса связан с проведенной ЦБ корректировкой тарифов, прошедшей за последний год в два этапа — в октябре 2014 г. и в апреле 2015-го. С начала октября 2014 г. были увеличены базовые ставки и введен тарифный коридор взамен фиксированных ставок, причем минимальное значение возросло на 23% по сравнению с предыдущим значением ставки, а максимальное — на 30%. В частности, для легковых автомобилей вместо фиксированной базовой ставки в 1980 руб. был установлен тарифный коридор от 2400 до 2600 руб. Позже, 1 апреля 2015 г., были скорректированы территориальные коэффициенты — в 11 регионах они выросли, а в десяти снизились. Наконец, 12 апреля регулятор увеличил базовый тариф ОСАГО по ряду категорий еще на 40% и дополнительно расширил размер тарифного коридора с 5 до 20%. Повышение тарифов шло на фоне принятых в июле 2014 г. поправок в закон об ОСАГО, увеличивших максимальные страховые выплаты по ущербу жизни и здоровью (со 160 000 до 500 000 руб.) и по «железу» (со 120 000 до 400 000 руб.).
В настоящее время страховое сообщество, поддерживаемое Минфином, просит отменить назначаемые свыше тарифы в ОСАГО в принципе.
По итогам 2015 г. эксперты предсказывают рынку ОСАГО прирост в пределах 40%, вызванный повышением тарифов, до объема в 200 млрд руб.