В законодательстве о госзакупках может появиться закрытый перечень оснований, при наличии которых заказчик будет вправе расторгнуть контракт в одностороннем порядке. Соответствующий законопроект внесен на рассмотрение Госдумой.
Проектом федерального закона «О внесении изменений в статью 95 Федерального закона „О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд“» № 939502-6 планируется внести поправки в ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе), регулирующую вопросы изменения и расторжения контракта. А именно в части изменения оснований и порядка принятия решения заказчиком об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Сейчас данной статьей устанавливается право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. По мнению разработчиков проекта, указанное право дает заказчику слишком широкие возможности расторгать контракт в одностороннем порядке.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ, если иное не предусмотрено договором подряда, заказчик может в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от исполнения договора, уплатив подрядчику часть установленной цены пропорционально выполненной части работы (ст. 717 ГК РФ). Аналогичная норма предусмотрена и для отказа от договора возмездного оказания услуг — при компенсации фактически понесенных исполнителем расходов заказчик имеет право расторгнуть соглашение (ст. 782 ГК РФ). Кроме того, авторы законопроекта обращают внимание в пояснительной записке, что подрядчик (исполнитель, поставщик) не имеет никакой возможности при заключении контракта влиять на содержащиеся в нем условия. Если же происходит расторжение контракта с поставщиком в связи с существенным нарушением им условий договора, то такой поставщик может быть внесен в Реестр недобросовестных поставщиков, что лишает его права участвовать в осуществлении закупок на два года (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе). Следовательно, заказчик оказывается в более выгодном положении.
В связи с этим предлагается закрепить в ст. 95 Закона о контрактной системе закрытый перечень оснований, в соответствии с которым заказчик будет вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Например, по контракту на поставку товаров можно будет отказаться, только если:
-
поставлены товары ненадлежащего качества и эти недостатки не могут быть устранены в разумный срок;
-
товары оказались некомплектными, а поставщик не выполнил требование об их доукомплектовании или замене на комплектные в разумный срок;
-
поставщик неоднократно нарушал сроки поставки.
При этом заказчик будет обязан провести экспертизу поставленных товаров, если контракт расторгается из-за неудовлетворительного их качества.
Отдельные перечни оснований для расторжения контракта в одностороннем порядке установлены также и в отношении контрактов на выполнение работ и оказание услуг.
В частности, заказчик сможет разорвать отношения с подрядчиком, если последний не приступил к выполнению работ в установленный срок или становится ясно, что до окончания действия контракта работы выполнены не будут.
Кроме того, в данной статье предлагается установить и специальный порядок вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от контракта. Так, контракт будет считаться расторгнутым через десять дней после надлежащего уведомления поставщика. В течение этого срока подрядчик может обжаловать односторонний отказ заказчика, обратившись в контрольный орган в сфере закупок. В таком случае указанный орган может на период рассмотрения жалобы, но не более чем на десять дней, приостановить расторжение контракта. Если решение заказчика будет признано незаконным, то ему будет направлено предписание о недопустимости такого отказа. Такое предписание может быть обжаловано заказчиком в суде.
Поправки, по мнению разработчиков проекта, позволят избежать произвольного толкования норм ГК РФ (к примеру, при определении существенности нарушений условий контракта) и повысят конкуренцию в сфере государственных закупок, обеспечив при этом защиту прав исполнителей.