В 2015 г. резко упала средняя комиссия, выплачиваемая страховщиками посредникам. Хотя по итогам трех кварталов 2015 г. общая доля премии, собранной через посредников, составила 66%, оставшись примерно на том же уровне, что и в аналогичном периоде прошлого года, размер средней комиссии упал до 20% по сравнению с 40% от сборов, которые платили страховщики своим агентам в 2014 г. Эти данные проанализировали в своем исследовании рынка эксперты «Росгосстраха».
Падение комиссий затронуло все каналы продаж. Так, за реализацию страхования жизни через банковский канал продаж в январе — сентябре 2015 г. страховщики платили 28%, что в полтора раза меньше аналогичного показателя 2014 г. (37%). Средняя комиссия агентам упала не так значительно — с 16% в 2014 г. до 15% в 2015-м, потому что успела снизиться ранее.
Падение комиссий показывает, что страховые компании сегодня нацелены не на экспансию, а на выживание, и всеми силами экономят издержки, прежде всего благодаря сокращению расходов на дорогостоящие (в прошлом) каналы продаж. Выжить удается не всем: за девять месяцев текущего года сокращение количества работающих в России страховых компаний составило 16% — до 346 компаний. В не завершенном еще IV квартале лицензии были отозваны у нескольких десятков компаний: так, 9 декабря были опубликованы и вступили в силу приказы об отзыве лицензий у страховых компаний «Губернская», «Омега», «Жива», «Интерполистраст», «Концепция», «Полис», «Проспект», а также перестраховочного общества «Кама Ре», 2 ноября ЦБ отозвал лицензии у «Страховой компании „АМКОполис“» и «ТРАСТ», 15 октября была отозвана лицензия у «Русского страхового центра», 1 октября была отозвана лицензия у компании «Лотта-медика» и так далее. У не меньшего числа страховщиков лицензии были приостановлены.
«В условиях жесткого кризиса малым страховщикам сложнее управлять собственными издержками и балансировать страховой портфель, что затрудняет выживание при низкой рентабельности операций», — отмечают исследователи «Росгосстраха».
Еще одним фактором, негативно влияющим на выживаемость мелких страховых компаний, эксперты называют то, что такие фирмы часто фактически работали как кэптивные страховщики, обслуживая финансовые потоки конкретных предприятий. Во времена, когда бизнес сокращает расходы по всем фронтам, и в первую очередь на страхование (в III квартале эти расходы были в среднем снижены на 4% по сравнению с аналогичным показателем 2014 г.), поддержка собственного кэптивного страховщика становится экономически непривлекательной.