Правительство утвердило постановление об условиях допуска импортных препаратов при госзакупках. Ограничения вводятся по тем импортным лекарствам, аналоги которых производятся двумя и более производителями ЕАЭС. Всего 282 наименования, среди которых препараты для лечения сердечно-сосудистых заболеваний, заболеваний ЖКТ, инфузионные растворы, препараты для вспомогательной терапии. В меньшей степени нововведение затронет новые препараты для лечения онкологии, аутоиммунных, неврологических, орфанных заболеваний и ВИЧ.
Министр промышленности и торговли Денис Мантуров так пояснил суть постановления: «Конструкция постановления не предполагает никаких запретов и ограничений на импорт лекарственных средств. Ограничения на допуск к госзакупкам будут действовать при условии, что два или более лекарственных препарата разных (и не входящих в одну группу лиц) отечественных производителей (или производителей из других стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) — Беларуси, Казахстана, Армении или Киргизии) выйдут на торги по конкретному международному непатентованному наименованию (МНН), причем ограничения будут работать только при монолотах».
Он подчеркнул, что постановление не меняет конструкцию фармацевтического рынка: в торгах могут участвовать как производители, так и дистрибьюторы. При этом в случае необходимости конкретный препарат, как и раньше, может быть закуплен лечебным учреждением для пациента по решению врачебной комиссии (консилиума).
Ограничения вводятся исключительно по тем импортным лекарствам, которые прошли клинические исследования в России и одобрены Минздравом России. Всего 282 наименования, среди которых препараты для лечения сердечно-сосудистых заболеваний, заболеваний ЖКТ, инфузионные растворы, препараты для вспомогательной терапии и другие. В основном это препараты, используемые в системе здравоохранения РФ уже более трех лет. В меньшей степени ограничения затронут новые препараты для лечения онкологии, аутоиммунных, неврологических, орфанных заболеваний и ВИЧ.
В соответствии с постановлением отечественные производители, осуществляющие только упаковку, будут допускаться к торгам до 31 декабря 2016 г. Это означает, что у производителей лекарств, которые еще не успели в полной мере освоить производство, есть еще год до вступления в силу ограничений по упаковке.
Отвечая на вопросы относительно возможного изменения цен на лекарства, глава Минпромторга отметил, что действие постановления распространяется на препараты из перечня жизненно необходимых и важнейших. «По ним государство устанавливает верхнюю границу цен на каждый лекарственный препарат, выше которой торговать нельзя — ни в госпитальном сегменте, ни в аптеках. Поэтому если и будет изменение цен, то только в сторону понижения», — заявил Денис Мантуров.
Анализируя перспективы влияния данного постановления на российский фармрынок, Ассоциация российских фармацевтических производителей (АРФП) обратила внимание на психолого-лингвистические акценты: часто мы употребляем термин «иностранные препараты», когда речь на самом деле идет о препаратах, произведенных компаниями с иностранным капиталом. Из-за смешения понятий происходит путаница. «Необходимо четко понимать, что локально произведенные препараты, независимо от того, компаниями с каким капиталом они произведены, автоматически становятся „местными“, поэтому все опасения об их исчезновении с российского рынка (в том числе препаратов для лечения онкологических заболеваний, сахарного диабета и т.д.) беспочвенны», — подчеркивается в материалах отраслевого объединения.
Эксперты считают, что государство стимулирует зарубежных производителей к созданию собственных производственных мощностей на территории РФ, а соответственно, исключает риск исчезновения препаратов с рынка. Яркий пример этого — рынок инсулинов. На мировом рынке три компании-лидера по производству инсулинов: «Ново-Нордиск», «Санофи» и «Эли Лилли». Эти компании успешно локализуют производство на территории РФ. «Ново-Нордиск» построила завод в Калужской области, «Эли Лилли» осуществляет контрактное производство на заводе в Костромской области.
Запущенный в 2010 г. в Орловской области завод «Санофи-Авентис Восток» в 2013 г. вышел на полный цикл производства инновационных инсулинов. Сейчас объем производства компании составляет 4,6 млрд единиц инсулина — 30% объема текущего рынка, а производственные мощности завода позволяют покрыть и даже превысить всю существующую потребность страны в инсулине. По словам представителя компании Яны Котуховой, с 2016 г. «Санофи-Авентис Восток» первым в России приступит к поставкам отечественных инсулинов и их аналогов в страны СНГ и Европы.
Что касается препаратов под патентной защитой, не имеющих аналогов в РФ, то их ограничения по «третьему лишнему» не коснутся.
Размещение иностранных заводов на территории РФ выгодно властям прежде всего с экономической точки зрения. Локальное производство — это и рабочие места, и налоги в казну государства. «Налоги, которые выплачивают локализованные в РФ компании, идут, в частности, на нужды здравоохранения, что дает возможность охватывать большее количество пациентов программами, направлять средства на другие нужды здравоохранения. Прибыль же, получаемая в результате реализации импортируемой продукции, уходит за рубеж; она не влияет ни на нашу систему здравоохранения, ни на развитие собственной производственной базы», — считают в АРФП.
Российский фармацевтический рынок крайне привлекателен для инвесторов: по итогам 2014 г. российский рынок лекарств с объемом 919 млрд руб. занимал 7-е место в мире. В течение нескольких последних лет его ежегодный прирост составлял более 10%. По данным Минпромторга, за последние пять лет объем инвестиций в фармацевтическую отрасль частных иностранных и отечественных компаний составил свыше 120 млрд руб. За последние три года в России введено в действие более десяти новых фармзаводов, в том числе с участием иностранного капитала. Идет масштабная модернизация существующих мощностей и освоение российскими производителями новых компетенций и новых знаний в производственной сфере.
По планам промышленно-торгового ведомства, к 2020 г. доля российских лекарственных препаратов на внутреннем рынке должна вырасти до 50%. На решение этой стратегической задачи направлены меры государственной поддержки, предусмотренные госпрограммой «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности», которая реализуется в России с 2011 г. Чтобы ускорить импортозамещение, сегодня разработаны отдельные преференции для препаратов, производимых на территории России по полному циклу. Из госбюджета отдельно финансируются доклинические и клинические исследования, проекты по трансферу технологий, разработка технологических платформ, а с 2015 г. предусмотрены субсидии на организацию производства субстанций и проведение клинических исследований.
Также за счет госпрограммы активно стимулируется привлечение внебюджетных средств и частных инвестиций в этот сектор — за последние 3—4 года их объем превысил 130 млрд руб.
Крупнейшие иностранные компании на рынке госзакупок лекарств
|
Доля рынка по итогам первых трех кварталов 2015 г., % |
Наличие собственных производственных мощностей в России |
---|---|---|
«Санофи» |
6,6 |
Да |
Bayer |
4,9 |
Нет данных |
«Тева» |
4 |
Да |
«Такеда»/«Никомед» |
3,8 |
Да |
«Сервье» |
3,7 |
Да |
ГСК |
3,6 |
Да |
«Новартис» (включая «Сандоз») |
5,8 |
Да |
«Джонсон & Джонсон» |
3,1 |
Нет данных |
«Гедеон Рихтер» |
3,1 |
Да |
«Берлин Хеми» |
3 |
Да |
Источник: АРФП, RNC Pharma |