Минэкономразвития России подготовило очередные изменения в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ), направленный на повышение эффективности и результативности осуществления закупок, снижения рисков злоупотреблений при осуществлении государственных и муниципальных закупок. Добиться этого министерство предполагает с помощью установления в законе обязанности заказчиков в определенных случаях осуществлять приемку результатов по госконтрактам специально созданными приемочными комиссиями.
Министерство экономического развития РФ предлагает дополнить ст. 94 Закона № 44-ФЗ новыми нормами. А именно установить в законе право Правительства РФ определять случаи обязательного создания приемочной комиссии для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также требования к составу такой комиссии, порядку ее работы. В дополнение к этим случаям высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, а также местные администрации тоже смогут устанавливать иные случаи обязательного создания такой комиссии для приемки результатов исполнения контракта при осуществлении закупок для обеспечения нужд соответственно субъектов РФ и муниципальных нужд, а также требования к составу такой комиссии, порядку ее работы в указанных иных случаях.
В настоящее время в соответствии с Законом № 44-ФЗ заказчики принимают решения о необходимости создания и утверждения состава приемочной комиссии для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги на свое усмотрение (ч. 6 ст. 94 Закона № 44-ФЗ).
При этом возможными коррупционными злоупотреблениями в сфере закупок являются приемка и оплата фактически не выполненных работ (не оказанных услуг) или приемка товара ненадлежащего качества.
Кроме того, процедура приемки товара, результатов выполнения работ (оказания услуг) не является публичной, и могут возникать риски недобросовестных действий заказчиков (например, предъявление необоснованных требований к поставщику).
По мнению разработчика законопроекта, эти риски могут быть снижены за счет создания приемочных комиссий с привлечением внешних экспертов, авторитетных общественных организаций.
Данной цели может послужить и повышение информативности размещаемых заказчиками в единой информационной системе отчетов о результатах исполнения контрактов.
Законопроектом также предусмотрена обязанность заказчика прилагать фотоотчет к отчету об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, если предметом такого контракта являются работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства.
Министерство полагает, что необходимость применения указанных публичных фотоотчетов будет стимулировать заказчиков более качественно осуществлять приемку результатов выполнения работ, сократит возможности для сговора заказчиков и подрядчиков с целью приемки фактически не завершенных работ.
Также предлагаемые законопроектом изменения позволят существенно повысить открытость и прозрачность информации о результатах осуществляемых закупок.
Если инициатива будет поддержана, то изменения вступят в силу со дня официального опубликования закона. А вот вступление в силу нормы, касающейся фотоотчетов, будет отложено до 1 января 2017 г.