Эффективное управление в рознице предполагает не только точный расчет запасов продукции для торговых точек. Важно также прогнозировать продажи и операции по доставке и распределению продукции. Для продуктов питания эта задача — первостепенная. Ее решение обычно ассоциируется со сложными аналитическими моделями управления предприятием в системах планирования ресурсов предприятия класса ERP или новейшими информационными технологиями обработки данных. Однако такие модели не всегда работают на практике, да и небольшим торгово-промышленным компаниям не нужна сложная модель. Простая и легкая для понимания аналитическая модель, если ее правильно построить, позволяет реагировать на изменение спроса и принимать решения в режиме реального времени. Как выстроить такую модель на практике, рассказывает Валерий Разгуляев, управляющий информацией компании «ВкусВилл/Избенка».
Все торгово-производственные компании имеют запасы. И с ними всегда возникает двойственная ситуация: хотелось бы сделать так, «чтобы у нас всегда все было, и нам за это ничего не было». С одной стороны, речь идет о дефиците, когда каких-то запасов не хватает, с другой — о неликвидах, замороженных в них деньгах и потерях на их хранение, а также потерях из-за списаний по срокам годности. Для компании, торгующей продуктами для здорового питания, а значит, без добавления в них вредной химии, критично именно второе. Это связано с короткими сроками годности натуральной продукции, которые всегда «наказывают» за любую ошибку с излишним запасом.
Вместе с ростом сети, а мы растем минимум в два раза за год уже в течение шести лет подряд, возникает необходимость ежедневно принимать большое количество решений о поставке продукции. В настоящее время, например, каждую ночь нужно принять более 100 000 решений о допоставке определенного товара в определенный магазин. Причем сделать это надо в очень сжатый период времени, равный примерно часу, чтобы на основании таких решений и соответствующих данных можно было успеть еще и собрать нужный товар и доставить его в магазины. В таких условиях при отсутствии автоматизации возникает необходимость содержать огромный штат расчетчиков, которые будут принимать данные решения.
Разработали алгоритм принятия решений по формированию заказов
В июле этого года суммарные списания превысили 8% от выручки, в результате было решено реализовать проект по их снижению. Больше половины вклада в приведенный показатель давали списания по срокам и продажам со скидкой товаров с истекающим сроком годности. В обоих случаях причиной списаний оказались:
1) большие кванты поставки;
2) плохая ротация у поставщика, на складе или торговой точке;
3) пересортица продукции при поставке на торговую точку;
4) излишний заказ продукции.
И если на первые три пункта можно было влиять административными мерами, то изменить ситуацию по четвертому можно было только полным отказом от ручной работы расчетчиков в принятии решений, но для этого нужен был алгоритм принятия решений, который делал бы эту работу не хуже человека.
С этой целью вначале был автоматизирован первичный расчет и составление отчета обо всех ручных изменениях, проводимых расчетчиками, после чего стали разбирать различные варианты влияния этих изменений на итоговый результат:
-
если расчетчик увеличил поставку и она оказалась лишней, ему показывали такой результат и просили так больше не делать;
-
если расчетчик уменьшил поставку и в итоге товара не хватило, ему также это показывали и просили так больше не делать;
-
в других случаях мы спрашивали, почему расчетчик поступил тем или иным образом, и выявили логику, которую смогли зашить затем в новый алгоритм.
Первоначально была поставлена задача — достигнуть майских показателей по списаниям, что и получилось сделать уже в октябре.
После чего поступила задача дополнительно снизить еще долю списаний, и, как видно из табл. 1, это тоже удалось в ноябре.
Плана проекта, по сути, не было, мы постоянно занимались анализом причин, приводящих к списаниям, и поиском решений, чтобы эти причины убрать.
Такая оперативная аналитическая работа проходила в режиме реального времени.
А началось все с анализа в различных, более подробных, разрезах этих списаний, общения с людьми, которые могут и, по-хорошему, должны влиять на долю этих списаний.
Далее разработали и внедрили необходимую отчетность, создали дополнительные инструменты управления, автоматизации расчета заказов.
Наконец, настроили эти инструменты для их большей эффективности.
Доля списаний в выручке за период с июля по ноябрь 2015 г., % (таблица 1)
Виды списания |
Июль |
Август |
Cентябрь |
Октябрь |
Ноябрь |
---|---|---|---|---|---|
Потеря |
0,8 |
0,5 |
0,4 |
0,6 |
0,6 |
Скидка |
3,4 |
3,4 |
2,8 |
1,8 |
1,7 |
Бой |
0,4 |
0,5 |
0,6 |
0,7 |
0,7 |
Дегустация |
1,1 |
0,8 |
0,6 |
0,5 |
0,5 |
Срок годности |
0,7 |
0,6 |
0,4 |
0,3 |
0,4 |
Качество |
1,7 |
1,3 |
1,0 |
1,1 |
0,7 |
Сумма |
8,1 |
7,2 |
5,8 |
5,0 |
4,6 |
Для прогнозирования и планирования продаж и операций выбрали самую простую модель
Затем перешли к прогнозированию и планированию возможных продаж и операций. Нужно было рассмотреть поставки с распределительных складов в магазины и на распределительные склады от поставщиков, учет их ограничений по производительности, кванту упаковки, минимально отгружаемому количеству. При этом нужно было найти решение для:
-
автоматического распределения товаров по точкам;
-
автоматизированного формирования заказа.
Было предложено изменение алгоритма расчета распределения и заказов и дано техническое описание алгоритма на основании анализа.
В данном случае изменение алгоритма расчета распределения товара по товарным точкам (магазинам) и заказов стало самым оптимальным решением.
Для выбора метода прогнозирования попробовали все: и тренд-сезонную модель, и нейронные сети, и скользящие средние с различными параметрами, и авторегрессию. А выбрали самую простую модель. Прежде всего потому, что при проверке (результаты проб) всех известных моделей показатели ошибки были всегда больше, чем у выбранной в итоге модели.
Кроме очевидного главного показателя — качества прогнозирования, в простой модели прогнозирования подкупает еще то, что в ней меньше возможностей для неправильной отработки алгоритма из-за некорректных данных или настроек.
Именно поэтому и остановились на самом простом, но дающем хороший результат алгоритме. Модельные расчеты строятся следующим образом:
-
за основу берутся данные базового периода в три недели из самого недавнего прошлого, когда все было спокойно;
-
на этих же данных, кроме базового уровня продаж, рассчитывается и внутринедельная «сезонность», то есть коэффициенты увеличения и снижения продаж, характерные для каждого дня недели;
-
по прошлогодним данным учитываем праздники, переносы выходных и религиозных постов исходя из того, как менялись продажи прошлые годы;
-
закладываем плановый рост и снижение продаж на начало и окончание акции или в связи с открытием или закрытием рядом другой нашей торговой точки.
Фактические данные в каждом магазине вносятся автоматически, как и продажи по контрольно-кассовому аппарату, а со всех магазинов они попадают на сервер. Сравнение факта с планом проводили по конечным остаткам — если они нулевые, значит, план был ниже факта, если они больше, чем в коробке, значит, план был выше факта.
При 70% точности прогнозирования оставшаяся ошибка составила 30% — по сути, «белый шум». Это очень хороший результат.
Поясним, «белый шум» — общеизвестное понятие из физики сигналов. Дело в том, что при передаче любой сигнал зашумляется и требует очистки. Причем такой шум принято характеризовать каким-то «цветом», а «белым» называют шум, одинаковый на всех частотах рассматриваемого диапазона, это означает, что его уже очистить нельзя.
По сути, прогнозирование является попыткой найти такой сигнал в прошлом, который бы давал информацию о будущем. Тогда «белый шум» является полностью случайной величиной, которую убрать никак нельзя. Иначе говоря, приходится работать в условиях, когда факт отличается от прогноза в среднем на 30%, и прогнозную модель уже нельзя улучшить, чтобы ошибка стала меньше.
Тотальная автоматизация была проведена:
-
с проверкой людьми результатов «глазами»;
-
с доавтоматизацией всего, что они правят руками, причем сторонней компанией.
И такой подход по факту оказался правильным!
Новая логика распределения товаров по торговым точкам и автоматизация заказов в каждой из них
Автоматическое распределение товаров по магазинам произвели на основе знания текущих остатков и продаж в любой точке сети в любой момент с помощью аналога функции «НАИБОЛЬШИЙ» из Excel (см. табл. 2).
Классический подход к распределению обычно использует значение средних продаж для определения необходимой последовательности удовлетворения магазинов товаром. Однако при общении с расчетчиками, которые своими ручными исправлениями отклонялись от сделанного первичного автоматического распределения и улучшали ситуацию, мы нашли другую логику распределения, которую и зашили в новый алгоритм.
Логика классического метода такова. Вначале нужно прибавить квант очередной коробки, распределить ее к остатку каждой точки и разделить на ее же средние продажи. Затем отдать данную коробку на точку, где полученное значение будет меньше всего.
Новая же логика ищет количество дней продаж, когда эту дополнительную коробку вместе с уже имеющимся запасом можно продать, чтобы отдать ее на ту торговую точку, где она будет с наибольшей вероятностью использована. Например, в табл. 2 торговая точка № 3, несмотря на самые высокие средние продажи за день, никогда не продавала две коробки, квант которых равен 10 штукам. То есть отправить туда две коробки — значит почти со 100%-й вероятностью получить переходящий остаток на следующий день.
Сравнение классического и нашего нового методов приведено в табл. 3. Она составлена на базе табл. 2 с учетом нулевых остатков на всех торговых точках и приходом очередной коробки квантом в десять штук, которую нужно куда-то распределить.
Автоматическое распределение товаров по магазинам (таблица 2)
Точки |
Продажи по дням |
Средняя продажа за день |
||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
№ 1 |
10 |
20 |
5 |
10 |
30 |
3 |
20 |
5 |
10 |
12,6 |
№ 2 |
10 |
11 |
10 |
20 |
11 |
15 |
10 |
10 |
12 |
12,1 |
№ 3 |
10 |
15 |
12 |
15 |
15 |
13 |
15 |
15 |
13 |
13,7 |
Из данных табл. 3 видно, что в зонах заведомого дефицита и заведомых излишков товара оба алгоритма дают одинаковый результат. Но обычно компании, и наша в том числе, стараются работать между этими зонами, которые всегда хуже, чем ситуация в рабочей зоне. И вот в ней-то мы видим серьезные отличия между классическим и новым алгоритмами, которые отмечены серым фоном!
Для формирования автоматического заказа мы вывели следующую формулу:
где R — ожидаемый расход всех магазинов;
D — дней до поставки;
P — дней до следующей поставки;
К — квант поставки;
М — количество магазинов;
Vi — i-тое наибольшее ожидаемого расхода по магазинам;
S — текущий остаток вместе с уже заказанной продукцией;
G — срок годности.
Все параметры для формулы установили исходя из здравого смысла. Чтобы прийти к такой формуле, начали с ежедневно поставляемых позиций с достаточным сроком годности. Взяли первое слагаемое ΣVi — то, что должно лежать на утро в магазинах после ночной поставки, которую мы сейчас рассчитываем и будем заказывать. И сразу же стали вычитать из данного необходимого количества то, что должно будет остаться к этому моменту с вечера предыдущего дня — функция максимума между нулем — когда ничего не осталось, и текущими остатками, в том числе в пути, за минусом расхода до прихода заказываемой сейчас поставки — когда что-то остается.
После заметили, что товара не хватает, и обнаружили причину — в магазинах остается лишний товар из-за его поставок в коробках большой величины, в среднем остаток составляет примерно половину такой коробки. Умножили это значение на количество магазинов и получили еще одно слагаемое в формуле.
Формула заработала, и мы прибавили к этому значению другое слагаемое — ΣR — расход до следующей поставки товаров, привозимых в магазины не каждый день. При этом выяснилось, что иногда товаров заказывается на срок больший, чем срок годности товара, и внесли это ограничение в систему в виде последней суммы ΣR — расхода на срок годности, и минимума между всем предыдущим расчетом и этим значением, чтобы все, что приедет, уж точно было бы израсходовано.
Сравнение классического и нового методов распределения товаров по торговым точкам (таблица 3)
Распределение |
Коробки |
|||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Схема |
Точки |
изначально |
первая |
вторая |
третья |
четвертая |
пятая |
шестая |
седьмая |
восьмая |
девятая |
десятая |
Классическая |
№ 1 |
0 |
0 |
0+10=10 |
10 |
10 |
10+10=20 |
20 |
20 |
20+10=30 |
30 |
30 |
№ 2 |
0 |
0 |
0 |
0+10=10 |
10 |
10 |
10+10=20 |
20 |
20 |
20+10=30 |
30 |
|
№ 3 |
0 |
0+10=10 |
10 |
10 |
10+10=20 |
20 |
20 |
20+10=30 |
30 |
30 |
30+10=40 |
|
Новая |
№ 1 |
0 |
0 |
0+10=10 |
10 |
10+10=20 |
20 |
20+10=30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
№ 2 |
0 |
0 |
0 |
0+10=10 |
10 |
10+10=20 |
20 |
20 |
20 |
30 |
30 |
|
№ 3 |
0 |
0+10=10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10+10=20 |
20+10=30 |
30 |
30+10=40 |
|
|
|
зона заведомого дефицита |
рабочая зона |
зона заведомых излишков |
Реализация проекта позволила в два раза снизить списания
Отчет о ручных изменениях две недели назад показал, что таковых не было, и в них больше нет необходимости. Иными словами, все прошло полностью автоматически, и расчетчики согласились с расчетами машины. В результате этих и других мероприятий за четыре месяца удалось почти в два раза снизить списания (см. табл. 1).
Качество прогнозирования спроса достигло 70%.
Планирование продаж и операций для 950 товаров, поставляемых ежедневно от 160 поставщиков через два распределительных центра на 380 торговых точек, за один час ночью осуществляется десятью сотрудниками. При этом:
-
дефицит составил 5%;
-
уровень сервиса — 95%;
-
излишки — 2,5%, в том числе:
— списания по сроку годности — меньше 1%;
— продажа за полцены и подарки — все остальное.
Неликвиды свели к нулю.
Проект начался в августе и фактически за четыре месяца был осуществлен.
Для достижения таких результатов в короткие сроки был сформирован комитет по снижению списаний, который собирался различными составами по мере необходимости в разное время. Где-то к середине проекта четко вырисовались три отдельных направления деятельности:
-
расчет заказа;
-
работа с территориальными управляющими и их помощниками;
-
работа с продуктами.
Ответственные по каждому из направлений теперь встречаются еженедельно для обсуждения результатов принятых решений, разбора новых ситуаций и выработки новых решений по каждому из этих блоков отдельно.
Изначально же по данному проекту была сформирована команда из следующих специалистов: категорийного менеджера, управляющего расчетом заказов, внештатных программистов, руководителя аналитического отдела, системного архитектора и территориальных управляющих. На начальном этапе и ежемесячно на подведении итогов к нам присоединяется генеральный директор.
Результаты влияния последнего «кризиса»
Рост выручки в сети к прошлому году составляет +97%. Это стало возможным благодаря тому, что компания активно занимает освобождающиеся торговые площади. Сейчас много предложений по аренде на рынке, а у нас есть проверенная на практике методика оценки каждого торгового места, подходит оно нам или нет. Все предложения отрабатываются специалистами управления развития.
При этом не забываем снижать затраты на:
-
аренду уже существующих мест;
-
доставку продукции;
-
офис.
Мы постоянно смотрим на динамику всех затрат. Со статьями затрат, имеющими большие значения, работаем постоянно, а когда статьи затрат с меньшими значениями приобретают негативную динамику к росту, обращаем на них внимание. В таком случае запускается проект по снижению конкретного вида затрат с назначением ответственного — конкретного сотрудника, который отчитывается о достигнутых результатах в ходе выполнения проекта, а также по его итогам. Затем принимаются дальнейшие решения. Все виды затрат в компании распределены между ответственными сотрудниками.
По снижению списаний важной вехой в ближайшем будущем должно стать фотографирование всех списаний в магазинах и отправка таких фотографий вместе с данными о списаниях в офис.
Управлению расчетом заказов предстоит настройка оптимальных уровней удовлетворения спроса остатками по каждому товару. Сейчас работа проведена только точечно по ситуациям явных потерь от большего дефицита или большего запаса.
К сведению
«Избенка» была построена в 2009 г., а в июне 2012 г. по просьбе покупателей расширили ассортимент и запустили магазины «ВкусВилл» с расширенной линейкой продуктов, где сохранили все лучшее, чего добились в «Избенке».
Главная цель проекта — предложить покупателям натуральные продукты для здорового питания. При выборе продуктового ассортимента остановились на таких важных моментах: сбалансированное и разнообразное питание, а также качественные и натуральные продукты при приемлемых ценах.
Четыре года назад число магазинов «Избенка» решили удвоить, однако через несколько месяцев все новые магазины были закрыты. Розничное управление заточено в первую очередь на размер выручки, количество покупателей. И самые сильные человеческие ресурсы этого управления распределяются среди самых эффективных магазинов. При такой системе работы новый магазин раскручивали продавцы. Результатов это не дало, и убыточные магазины закрыли.
Пересмотрев подход к открытию новых точек, приняли решение передать это дело в руки управления развития. В КПЭ этому управлению был добавлен показатель средней выручки магазина, что сразу сняло много проблем. Если раньше специалистам данного управления нужно было только найти подходящую площадь, заключить договор и сдать магазин розничному управлению, то теперь новый магазин передавался розничному подразделению только в том случае, если достигал минимального показателя по количеству покупателей. Для «Избенки» 250 покупателей в день — это хороший результат. Для магазинов «ВкусВилл» этот показатель выше в два-три раза.
Команда продавцов-«гастролеров» из управления развития открывают новый магазин, делают его эффективным, передают рознице и уезжают открывать новый магазин. Мотивация этих продавцов не зависит от выручки, основная цель — привлечь новых покупателей.
Со временем утвердили новый формат открытия магазинов. Схему работы новых магазинов отточили на «Избенках» и полностью перенесли на магазины «ВкусВилл». В результате — всего один закрытый «ВкусВилл» из 90 работающих. «Избенок» же закрыли ровно половину: за шесть с половиной лет работы из 600 открытых сейчас работают только 300. Сейчас новые магазины выходят на текущую окупаемость за две-четыре недели.