По данным Nielsen, рынок алкоголя в России в 2015 г. замедлил свое падение в два раза по сравнению с 2014-м: продажи за три квартала упали на 7% в натуральном выражении, в то время как в 2014 г. сокращение составляло 13% к 2013 г. Наибольший вклад в торможение спада алкогольных категорий в России внесла водка: темпы сокращения ее продаж уменьшились с 16% в 2014 г. до 6% в текущем.
Аналитик алкогольной группы «Nielsen Россия» Сергей Новгородов рассказал об итогах исследования: «Замедление скорости падения продаж в категории водки обусловлено несколькими факторами. Во-первых, снижение уровня минимальной розничной цены до 185 руб. за 0,5 л, введенное в феврале, позволило части тех потребителей, кто из-за цены переключился на нелегальную и более доступную продукцию, вернуться на легальный рынок. Во-вторых, данный уровень МРЦ дал поле для маневра более дорогим продуктам: бренды среднеценового сегмента в категории водки получили возможность привлекать покупателей скидками». Кроме того, в целом, по его словам, на фоне значительного роста цен на товары массового спроса динамика розничных цен на водку выглядит довольно консервативно.
Продажи коньяка и бренди российского производства также падают медленнее: в натуральном выражении эта категория сократилась на 5% по сравнению с 8% в 2014 г.
В отличие от рынка водки импортные категории алкоголя демонстрируют печальный тренд: по большинству напитков в 2015 г. фиксируется спад продаж на уровне 10—20% в натуральном выражении. По сравнению с 2014 г. это разворот на 180 градусов: тогда продажи этих же напитков росли на 10—20%. Сокращение связано с ростом цен, что, в свою очередь, вызвано не только общей экономической нестабильностью, но и непосредственно ростом курса валют.