Геополитические вызовы и ввод экономических санкций против России диктуют необходимость принятия мер по достаточному финансовому обеспечению муниципальных образований.
Вследствие негативного влияния внешних факторов суммарный муниципальный долг достиг к 1 октября 2015 г. 321735,4 млн руб., что только подстегивает к принятию срочных действий.
Первое. В отношении к местному самоуправлению надо сменить фискальную бюджетно-налоговую политику на стимулирующую. Муниципальные образования должны иметь возможность влиять на увеличение налоговых поступлений в свои бюджеты через расширение налогооблагаемой базы, через участие в учете и контроле за взиманием налогов, доли от которых поступают в местные бюджеты.
Второе. Для эффективной планомерной работы муниципалитетов, для формирования перспективных стратегий развития муниципальных образований органы местного самоуправления должны иметь средства не только на текущие расходы, но и на формирование в своих бюджетах резерва на развитие территорий. В настоящее время бюджеты развития составляют лишь 10—20% доходов местных бюджетов. Для этого надо закрепить за местными бюджетами дополнительные налоговые доходы, на развитие налогооблагаемой базы которых может оказывать реальное влияние местная власть. К таким налогам относится упрощенная система налогообложения, патентная система, которыми пользуется малый и средний бизнес.
Следует отметить, что в 2014 г. по отношению к 2013 г. объем доходов от переданных в 2013 г. дополнительных источников (в частности, ЕСХН, патент, часть акцизов на ГСМ, штрафы за несоблюдение муниципальных правовых актов) увеличился в 9,8 раза — на 25,8 млрд руб. и составил 28,8 млрд руб. Эти данные еще раз подтверждают, что необходимо увеличивать объем собственных доходов местных бюджетов.
Третье. В целях развития инфраструктуры следует активизировать работу органов местного самоуправления в сфере дорожной деятельности. Важным финансовым инструментом такой работы должны быть муниципальные дорожные фонды. Данная мера укрепит возможности органов местного самоуправления в сфере дорожной деятельности, а интенсификация местного дорожного строительства и внутрипоселенческого транспортного и пешеходного благоустройства станет одним из реальных факторов роста не только муниципальной инфраструктуры, но и инфраструктуры страны в целом.
Четвертое. Включение в Налоговом кодексе РФ в систему местных налогов и сборов торгового сбора является шагом вперед по развитию налоговой автономии муниципалитетов. Однако в том виде, в котором он сейчас определен, этот сбор не сможет стать существенным источником доходов для всех муниципальных образований. С 1 июля 2015 г. он действует в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. Согласно Федеральному закону от 29.11.2014 № 382-ФЗ в других муниципальных образованиях торговый сбор может быть введен только после принятия соответствующего федерального закона. Для расширения доходной базы местных бюджетов может быть использована более широкая номенклатура местных сборов за конкретную деятельность. Местные сборы, подчеркнем, являются конституционно установленным институтом (ч. 1 ст. 132 Конституции РФ), которые могли бы равномерно зачисляться в бюджеты муниципальных образований, не увеличивая при этом налоговую нагрузку на бизнес. К примеру, могут быть сборы:
-
за использование местной символики;
-
на благоустройство;
-
за право использования участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного значения;
-
за право размещения мусорных полигонов и объектов мусоропереработки;
-
за право на рекламу;
-
курортный.
Все это способно укрепить собственные финансовые возможности муниципальных образований, в частности (что особенно важно) сельских поселений. При этом надо провести предварительный анализ практики, объемов и эффективности целевого использования поступлений средств от торговых сборов в местные бюджеты.
Пятое. В сфере взимания налога за использование земельных участков, выделенных под жилищное строительство в рамках комплексной застройки, уместно введение повышающих коэффициентов налогообложения для застройщиков — юридических лиц, не выполняющих сроки строительства и регистрации объектов недвижимости.
С учетом поступающих предложений от муниципалитетов и их ассоциаций необходимо продолжить работу по возвращению в бюджеты сельских поселений доходов (части доходов) от продажи и аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. Напомним, что с 1 марта 2015 г. распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:
-
органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа;
-
органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения;
-
органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях.
В то же время Федеральный закон от 29.11.2014 № 383-ФЗ внес изменения в ст. 62 Бюджетного кодекса РФ, согласно которым в бюджеты муниципальных районов до разграничения государственной собственности на землю поступают:
доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах сельских поселений и межселенных территорий муниципальных районов, — по нормативу 100%;
доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах сельских поселений и межселенных территорий муниципальных районов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков, — по нормативу 100%.
По данным Минфина России, указанные изменения внесены в Бюджетный кодекс в связи с передачей с 1 января 2015 г. от сельских поселений муниципальным районам значительной части вопросов местного значения. Кроме того, вопросы местного значения сельских поселений переданы муниципальным районам в соответствии с Федеральным законом от 28.11.2015 № 357-ФЗ. Так, вопросы местного значения в сферах защиты населения от чрезвычайных ситуаций, дорожной деятельности, обеспечения безопасности дорожного движения, землепользования, коммунального хозяйства, охраны окружающей среды, природопользования, культуры на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления муниципальных районов, если региональными законами эти вопросы не закреплены за сельскими поселениями. По федеральному закону о бюджетной трехлетке 2015—2017 гг. осуществляется передача 50% указанных неналоговых доходов из бюджетов сельских поселений бюджетам муниципальных районов.
Шестое. С 1 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 04.10.2014 № 284-ФЗ, предусматривающий определение налоговой базы по налогу на имущество физических лиц в отношении объектов налогообложения исходя не из инвентаризационной, а из кадастровой стоимости. В то же время в краткосрочной перспективе это не может существенно увеличить налоговые доходы местных бюджетов, поскольку данным законом установлен значительный переходный период — до 1 января 2020 г. До этого срока определение налоговой базы по налогу на имущество физических лиц можно будет осуществлять по инвентаризационной стоимости объектов налогообложения.
Совокупное исполнение местных бюджетов по статье «Собственные доходы» за 10 месяцев 2015 г.
Наименование показателя |
Исполнено на 01.11.2015, млрд руб. |
% к общему объему собственных доходов |
---|---|---|
Налоговые доходы |
818,9 |
47,4 |
Неналоговые доходы |
221,5 |
12,8 |
Межбюджетные трансферты без субвенций и других безвозмездных поступлений |
688,5 |
39,8 |
ИСТОЧНИК: Министерство финансов РФ |