2 декабря 2015 г. «Вестник Банка России» опубликовал письмо Банка России от 25.11.2015 № 06-52/10054 «О некоторых вопросах применения Федерального закона от 29.06.2015 № 210-ФЗ „О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации“», в котором регулятор разъяснил ряд вопросов, касающихся применения новых положений акционерного законодательства, в том числе правового статуса акционерных обществ.
После того как с 1 июля 2015 г. заработал Федеральный закон от 29.06.2015 № 210-ФЗ, корпоративное законодательство, которое к этому моменту уже претерпело ряд изменений, продолжило обновляться. В частности, получила масштабное развитие ст. 66.3 ГК РФ, разделившая акционерные общества на публичные и непубличные. С этими значимыми этапами связано и последовательное появление писем Банка России, в которых он разъясняет различные вопросы применения обновляющегося законодательства. Сначала появилось письмо Банка России от 18.08.2014 № 06-52/6680 «О некоторых вопросах, связанных с применением отдельных положений Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ „О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации“» (далее — старое Письмо). А после внесения масштабных поправок в Федеральный закон от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО), Банк России отменил старое Письмо и дал новые разъяснения о применении норм об акционерных обществах в письме от 25.11.2015 № 06-52/10054 «О некоторых вопросах применения Федерального закона от 29.06.2015 № 210-ФЗ „О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации“» (далее — Письмо).
О публичном статусе АО
Пожалуй, самым важным в Письме стало обновленное разъяснение того, как определять правовой статус некоторых акционерных обществ.
В декабре прошлого года мы писали о дискуссии, которая развернулась из-за старого Письма, в котором регулятор высказал свою позицию по поводу толкования некоторых положений акционерного законодательства (подробнее о дискуссии читайте в статье «Публичные и непубличные общества: как не ошибиться при определении правового статуса АО», «ЭЖ», 2014, 48).
Банк России истолковал п. 1 ст. 66.3 ГК РФ таким образом, что если компания хотя бы раз провела публичное обращение ценных бумаг, то она уже не сможет стать непубличной, даже если ее ценные бумаги уже в течение долгого времени фактически не обращаются.
Цитата
Признаками публичного акционерного общества, предусмотренными п. 1 ст. 66.3 ГК РФ (в редакции Закона № 99-ФЗ), являются публичное (путем открытой подписки) размещение или публичное обращение акций и (или) ценных бумаг, конвертируемых в акции, такого акционерного общества независимо от того, что указанные признаки представляют собой события, срок течения которых либо ограничен (публичное размещение), либо может прекратиться по различным причинам (публичное обращение).
Более того, в старом Письме Банк России пояснил также, что акционерные общества, отвечающие признакам публичных, признаются таковыми независимо от того, есть ли в их фирменном наименовании указание на то, что общество является публичным, со ссылкой на п. 11 ст. 3 Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ (далее — Закон № 99-ФЗ).
На практике это означало, что, к примеру, все акционерные общества, созданные в начале 90-х гг. в ходе приватизации государственных предприятий, по мнению Банка России, должны признаваться публичными со всеми вытекающими из этого статуса последствиями и обязанностями.
С принятием Федерального закона от 29.06.2015 № 210-ФЗ, который внес изменения в п. 11 ст. 3 Закона № 99-ФЗ, Банк России выпустил Письмо, в котором указал, что акционерные общества, устав и наименование которых не приведены в соответствие с требованиями ГК РФ и продолжают сохранять указание на тип акционерного общества, не являются публичными, если они:
-
несмотря на наличие признаков, установленных п. 1 ст. 66.3 ГК РФ, на 1 сентября 2014 г. являлись закрытыми акционерными обществами;
-
несмотря на наличие признаков, установленных п. 1 ст. 66.3 ГК РФ, на 1 сентября 2014 г. являлись открытыми акционерными обществами и до 1 сентября 2014 г. получили в установленном ст. 30.1 Федерального закона от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» порядке освобождение от обязанности раскрывать информацию или погасили, в том числе в результате конвертации, все акции или конвертируемые в акции ценные бумаги, которые публично размещались или публично обращались на условиях, установленных законодательством о ценных бумагах.
Новые АО — непубличные по умолчанию
Еще один важный вывод, который изложил в Письме Банк России, заключается в том, что с 1 июля 2015 г. вновь создаваемые путем учреждения акционерные общества не могут сразу являться публичными. Создаваемое акционерное общество может быть только непубличным и вправе в дальнейшем приобрести публичный статус в порядке, предусмотренном ст. 7.1 Закона об АО. Это связано с тем, что приобретение публичного статуса АО возможно не иначе как при соблюдении условий п. 1 ст. 66.3 ГК РФ. А именно: публичным является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах.
Разным АО — разные возможности
Банк России уточнил также, что с 1 июля 2015 г. положения главы XI.1 Закона об АО — добровольное или обязательное предложение, уведомление о праве требовать выкупа ценных бумаг и требование о выкупе ценных бумаг — применяется только в отношении ценных бумаг публичных АО, а также АО, которые на 1 сентября 2014 г. были открытыми. Указанные процедуры не могут применяться в непубличных АО и тех АО, которые на 1 сентября 2014 г. были закрытыми. Кстати, непубличные АО, которые на 1 сентября 2014 г. были открытыми, вправе указать в своем уставе, что положения главы XI.1 Закона об АО к ним не применяются.
Кроме того, Банк России дал в Письме разъяснения, которые касаются раскрытия информации акционерными обществами, порядка подтверждения принятия решений собранием акционеров и состава его участников, а также документов, которые необходимо представлять в ФНС России при регистрации изменений в уставе, для подтверждения публичного статуса.