Доля интернет-торговли в объеме оборота розничной торговли России по разным оценкам составляет от 2 до 3%, и самый явный тренд в онлайн-торговле — рост трансграничной торговли. Ее темпы роста в два раза опережают внутрироссийский оборот электронной торговли, и, по прогнозам экспертов, продолжат расти дальше. Каковы основные драйверы роста данного сегмента? Что привлекает российских покупателей в зарубежных интернет-магазинах и чего они опасаются?
По количеству аудитории российский рынок электронной коммерции лидирует в Европе, но при этом средний чек и среднегодовые затраты россиян в Сети — самые низкие среди стран ЕС. При этом количество пользователей онлайн-магазинов среди россиян постоянно растет, что отмечается и в новом глобальном исследовании рынка электронной коммерции, посвященном изучению покупательских привычек потребителей из 29 стран, совершающих покупки в локальных и зарубежных онлайн-магазинах1.
По результатам исследования, 73% пользователей интернета в России совершали онлайн-покупки в минувшие 12 месяцев. При этом покупок было сделано на 10% больше, чем в прошлом году. Для сравнения: в Китае такие покупки выросли всего на 1%.
Выгодные цены, качество и широкий ассортимент привлекают россиян в зарубежные интернет-магазины
Согласно результатам исследования россияне заказывают товары в зарубежных интернет-магазинах больше, чем жители европейских стран. Меньше всего кроссбордерной торговлей занимаются в Японии, США и Германии (см. рисунок). Зарубежные покупки россиян за год выросли на 4%, и эксперты прогнозируют их рост на 14% в 2016 г. Для сравнения, практически во всех европейских странах трансграничные покупки сократились на 3—12%.
При этом Россия входит в тройку крупнейших зарубежных покупателей товаров из Китая, в пятерку — из Европы (в тройку — из Германии и в десятку — из Великобритании), в десятку крупнейших иностранных покупателей товаров из США и является покупателем № 1 для Турции2.
Услуги онлайн-магазинов в этих странах россияне предпочитают по следующим соображениям:
-
найти более дешевый товар хотят 87% среди покупателей в Китае, и лишь 8% надеются купить настоящие фирменные вещи;
-
высокое качество товаров является основной причиной покупок в Германии для 69% россиян;
-
получить доступ к самому широкому ассортименту товаров, которые не найти в России, в первую очередь надеются 64%, покупающих в американских онлайн-магазинах.
Приведенные аргументы выявляют основные представления о зарубежном шопинге, причем эти же причины называют и покупатели других стран.
Наиболее популярные категории покупок в зарубежных магазинах у россиян остались прежними:
-
одежда, обувь и аксессуары — 57% (рост на 1 п.п.), для сравнения: 49% — в среднем по 29 странам;
-
бытовая электроника — 39% (снижение на 1 п.п.), а в среднем по 29 странам — 32%;
-
игрушки и хобби — 35%, а в среднем по 29 странам — 26%;
-
косметика и товары для ухода за телом — 24% (снижение на 7 п.п.);
-
бытовая техника и товары для ухода за домом — 21% (снижение на 2 п.п.).
Растущая тенденция покупок за рубежом говорит о том, что россияне постепенно привыкают к трансграничному шопингу: 50% респондентов утверждают, что им на самом деле не важно, находится ли магазин за рубежом или внутри страны. При этом они становятся все более находчивыми и экономными. В частности, 20%, согласно опросу, в курсе крупных распродаж в зарубежных магазинах, например, «черной пятницы» или кибер-понедельника в ноябре, и отправляются за покупками именно в эти периоды, чтобы сэкономить еще больше. В связи с колебаниями курса рубля 13% респондентов ищут магазины с более выгодным валютным курсом.
Заметим, экономия — одна из основных причин онлайн-покупок во всем мире.
Стоимость доставки и безопасный способ оплаты — главные драйверы роста покупок за рубежом
Росту трансграничной торговли способствуют развитие сервисов и новых технологий продаж, снижение стоимости доставки, бесплатный обмен товаров, возврат денег. По результатам исследования, основными драйверами роста покупок за рубежом оказались бесплатная доставка (50%) и безопасный способ оплаты (47%). Причем для россиян эти факторы оказались более важными (58 и 56% соответственно).
Вместе с тем закупки за рубежом неизбежно связаны с риском. В качестве ключевых факторов, препятствующих росту покупок в зарубежных интернет-магазинах, респонденты из 29 стран назвали стоимость доставки (47%) и уверенность в безопасности закупок (41%). Основные пять факторов роста и барьеров в развитии кроссбордерной торговли приведены в табл. 1.
Оценки драйверов роста и барьеров развития онлайн-покупок за рубежом, % (таблица 1)
Драйверы роста покупок за рубежом |
В среднем по 29 странам |
Россияне |
Барьеры для развития покупок за рубежом |
В среднем по 29 странам |
Россияне |
---|---|---|---|---|---|
Бесплатная доставка |
50 |
58 |
Стоимость доставки |
47 |
43 |
Безопасный способ оплаты |
47 |
56 |
Невозможность получить платежные документы |
41 |
45 |
Можно получить платежные документы |
41 |
47 |
Необходимость оплачивать таможенные пошлины/сборы и/или налоги |
39 |
29 |
Бесплатный возврат покупки |
38 |
36 |
Опасение не получить достаточной помощи при возникновении проблем |
39 |
32 |
Среди основных опасений у всех, совершающих покупки в иностранных магазинах, в исследовании названы:
-
страх получить «кота в мешке», об этом упоминают 47% тех, кто, несмотря на это, совершает покупки в зарубежных магазинах;
-
42% боятся не получить заказанный товар;
-
еще 42% обеспокоены высокой стоимостью доставки.
Самыми важными факторами выбора предпочтительного способа онлайн-оплаты в зарубежных магазинах для россиян оказалось их удобство (48%) и безопасность (36%). Сравнить значимость таких основных факторов для россиян и в среднем по 29 странам можно на основании данных в табл. 2.
Основные факторы при выборе способа оплаты, % (таблица 2)
Факторы |
В среднем по 29 странам |
Россияне |
---|---|---|
Безопасность оплаты |
45 |
36 |
Удобство оплаты |
38 |
48 |
Быстрая обработка платежа |
36 |
42 |
Способ оплаты, принятый большинством продавцов |
34 |
29 |
Известный и надежный бренд |
33 |
28 |
Согласно исследованию 77% опрошенных россиян безразлично, с какой валюте платить, тем не менее 57% не чувствуют себя комфортно, делая покупки онлайн в иностранной валюте.
Сохраняются пока и языковые барьеры, их ощущают 43% россиян, а 66% не чувствуют себя комфортно, совершая покупки на веб-сайтах не на своем родном языке.
Причем 43% опрошенных россиян (37% в среднем по 29 странам) хотели бы иметь на иностранном веб-сайте клиентскую поддержку на своем языке, а почти половина (48 и 34% в среднем по 29 странам) хотят иметь сайт, доступный на своем языке, или перевод.
Полученные данные служат хорошим ориентиром при определении направлений развития услуг в онлайн-торговле — введения дополнительных гарантий, развития программы защиты покупателей на более длительные сроки и предложение бесплатного возврата товара. Такие меры способствуют также росту оборотов торговли российских игроков за рубежом, особенно в сфере цифровых товаров.
В заключение отметим, что в поисках лучшего ценового и товарного предложения в зарубежных интернет-магазинах россияне инвестируют в развитие онлайн-торговли других стран.
1 В ходе второго глобального исследования по поручению PayPal исследовательская фирма Ipsos проинтервьюировала репрезентативную пропорциональную выборку примерно из 800 человек (в общей сложности около 23 354 человек) в возрасте от 18 лет, владеющих и/или использующих устройства с доступом в интернет, в каждой из 29 стран. Интервью, в том числе в России, проводились через интернет в сентябре — октябре 2015 г.
2 Анализ количества людей, совершающих покупки за рубежом, был осуществлен PayPal на основе данных исследования и оценки количества онлайн-покупателей в каждой из 29 импортирующих стран, включенных в исследование.