Страховщиков порой привлекают к ответственности за одно и то же нарушение регулятор, Федеральная антимонопольная служба (ФАС России), Роспотребнадзор и другие органы исполнительной власти; страховые компании вынуждены предоставлять избыточную отчетность и использовать институт спецдепозитариев, который большинству из них не требуется. Такие выводы содержатся в подготовленном банком проекте консультативного доклада «Точки избыточного регулирующего воздействия на субъектов страхового дела».
Доклад содержит предложения по внесению в страховое законодательство изменений, которые снизят административную нагрузку на страховые компании. Так, для того чтобы избежать дублирующих наказаний страховщиков со стороны разных органов исполнительной власти и Банка России за одно и то же правонарушение, авторы доклада предлагают разработать минимальные стандарты страхования, которые дадут возможность «установить единые „правила игры“» в наиболее чувствительных областях, связанных с реализацией добровольного страхования», сообщается в документе.
Решение проблемы с избыточной отчетностью Банк России видит в работе по упорядочиванию отчетных форм, многие из которых дублируют друг друга или не актуальны. «Достижению задачи по оптимизации регуляторной нагрузки будет способствовать также завершение реформы бухгалтерского учета и отчетности, в том числе переход на единую отчетность, основанную на Международных стандартах финансовой отчетности, основанную в свою очередь на едином электронном формате представления отчетности XBRL, а также введение особых требований для небольших финансовых организаций», —отмечается в документе.
Институт спецдепов тоже был упомянут в проекте доклада в качестве точки избыточного регулирования. Согласно подготовленному Банком России проекту поправок к закону об организации страхового дела, направленному в Минфин России, обязательной работа со спецдепозитариями останется только для страховщиков жизни. Кроме того, спецдепозитарии могут быть рекомендованы «в качестве меры к страховой организации в случае ограничения или приостановления действия лицензии на осуществление страховой деятельности, наличия у нее оснований для применения мер по предупреждению банкротства», сказано в проекте доклада.
Кроме того, документ предполагает реализацию более гибкого подхода к ОСАГО с постепенным расширением тарифного коридора в этом виде страхования.
«В пределах этого коридора страховщик будет самостоятельно определять страховой тариф, с последующим рассмотрением вопроса о переходе на свободное тарифообразование по мере готовности страхового рынка к установлению адекватных и конкурентных ставок страхового тарифа», — сказано в проекте доклада.
Для страховых компаний, которые добровольно выходят из профессионального объединения страховщиков, без соответствующего предписания, поправки предусматривают ограничение и дальнейший отзыв страховой лицензии. Как сказано в документе, такая мера предлагается «в целях создания условий для возможности добровольного отказа от лицензии на ОСАГО при условии полного выполнения обязательств по ранее заключенным договорам страхования в предусмотренный законом срок».
При подготовке доклада был учтен ряд предложений и рекомендаций, поступивших от Всероссийского союза страховщиков (ВСС). В частности, ВСС пожаловался на подмену Роспотребнадзором функций Банка России как регулятора страховых правоотношений (эта проблема волнует рынок несколько последних лет в связи с применением к страховщикам Закона о защите прав потребителей). Другие предложения страховщиков были связаны с оптимизацией избыточной системы уведомлений о полномочиях филиалов страховщика и другой излишней отчетности.