Накопленные ранее финансовые резервы позволили сбалансировать федеральный бюджет на текущий год, но если цены на нефть и дальше будут падать, то нужно приготовиться к худшему сценарию, считает премьер Дмитрий Медведев. Кабинет министров уже планирует сократить 10% расходов бюджета, а для увеличения доходов, возможно, придется увеличить госдолг.
Федеральный бюджет на нынешний год предусматривает доходы на уровне 13,738 трлн руб., расходы предполагаются в размере 16,099 трлн руб., дефицит, соответственно, в 2,36 трлн руб., или 3% прогнозного ВВП.
Однако главный финансовый план страны верстался исходя из среднегодовой цены нефти в 50 долл. за баррель, а ее текущие котировки находятся на уровне около 30 долл. за баррель. Далек от сегодняшних биржевых значений и заложенный в бюджет среднегодовой курс национальной валюты — 63,3 руб. за долл.
В целом правительству удалось, по оценке Д. Медведева, высказанной на VI Гайдаровском форуме, сохранить основу макроэкономической стабильности: «Накопленные ранее резервы позволили сбалансировать федеральный бюджет на текущий год. Но если цены на нефть и дальше будут падать, то параметры бюджета потребуют уточнения, это нужно понимать. Нужно приготовиться к худшему сценарию, как это делают и в других странах. В конце года мы обсуждали это с моими коллегами по правительству, были даны поручения. Основной вопрос сейчас — это выбор наиболее эффективной формы оптимизации бюджета».
В качестве базового принципа бюджетной политики остается старое доброе правило — «жить надо по средствам». Впереди, по словам премьера, нас ждет сокращение бюджетных трат, уменьшение расходов на государственный аппарат, приватизация части государственных активов.
На первом этапе, по словам главы Минфина России Антона Силуанова, министерства и ведомства, получившие соответствующие ассигнования по 2016 г., выделят приоритеты по этим суммам и сами примут решения о выборе основных, наиболее эффективных, расходов и отсекании неэффективных трат. А затем они представят в финансовое ведомство предложения по оптимизации расходной части бюджета на 10% по основным незащищенным статьям.
Похожая судьба постигнет федеральные целевые программы. Размер их финансирования, по сообщению замминистра экономического развития Олега Фомичева, будет существенно снижен: «Сокращение сейчас, я думаю, будет по всем госпрограммам, внутри госпрограмм уже будет сложнее — там будут сами исполнители определять для себя приоритеты».
Для увеличения же расходов федерального бюджета Кабинет министров, скорее всего, будет увеличивать государственный долг. Тем более что, по мнению зампредседателя Банка России Ксении Юдаевой, риски, связанные с долговой нагрузкой, находятся сейчас под контролем. «Госдолг в национальной валюте — базовый финансовый инструмент для любой страны, он активно используется центральными банками в кредитно-денежной политике, а также в банковском и финансовом регулировании», — напомнила г-жа Юдаева. «Потолком» должен стать уровень госдолга, не превышающий 25—30% от ВВП. Реальные процентные ставки, которые российский бюджет будет вынужден платить в случае повышения планки до 35—40%, становятся запредельными и ведут к раскручиванию долговой спирали.
«Государственный и частный долги должны расти в период кризиса, но до определенного уровня, который мы должны контролировать, — уверен экс-министр финансов Алексей Кудрин. — Для частного долга есть запас, для государственного — небольшой».