Весной 2014 г. Пленум ВАС РФ разъяснил, что распространение рекламных материалов, которые не являются товаром, предназначенным для продажи, не признается объектом налогообложения по НДС. Этот вывод породил несколько вопросов. В частности, как в данном случае правильно заполнить декларацию по НДС и рассчитать пропорцию для применения вычета по НДС при осуществлении как облагаемых, так и не облагаемых операций. Ответ на этот и другие вопросы содержится в письме УФНС России по г. Москве от 16.12.2015 № 16-15/135217.
Позиция суда
В пункте 12 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 (далее — постановление № 33) рассматривалась следующая ситуация. Организация бесплатно раздает рекламные материалы (например, каталоги и брошюры). Возникает вопрос: облагается ли такая операция НДС?
По мнению Пленума ВАС РФ, в данной ситуации объекта налогообложения не возникает. Это связано с тем, что им признается реализация на территории РФ товаров (работ, услуг) как на возмездной, так и безвозмездной основе (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). При этом для целей налогообложения товаром признается любое имущество, реализуемое или предназначенное для реализации (п. 3 ст. 38 НК РФ).
Таким образом, не может рассматриваться в качестве операции, формирующей самостоятельный объект налогообложения по НДС, распространение рекламных материалов, являющееся частью деятельности налогоплательщика по продвижению на рынке производимых или реализуемых им товаров, работ, услуг в целях увеличения объема продаж, если эти рекламные материалы не отвечают признакам товара, то есть имущества, предназначенного для реализации в собственном качестве. Поэтому если компания раздает свои рекламные брошюры и буклеты, то и объекта для начисления НДС не будет, так как такая продукция не является товаром.
Вопрос о пропорции
Поскольку происходит передача рекламных материалов, и эта операция не является объектом налогообложения по НДС, возникает вопрос: нужно ли стоимость таких материалов отражать в Разделе 7 декларации по НДС и учитывать для расчета пропорции в соответствии с п. 4.1 ст. 170 НК РФ? Напомним, что в упомянутом Разделе 7 отражаются в том числе операции, не подлежащие обложению НДС, а также операции, не признаваемые объектом налогообложения по НДС.
Вот что на этот вопрос ответили московские налоговики. Согласно п. 4 ст. 170 НК РФ суммы «входного» НДС, предъявленные налогоплательщикам по товарам, работам, услугам, используемым как в облагаемой, так и в не облагаемой НДС деятельности, принимаются к вычету или учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства или реализации товаров, работ, услуг, соответственно облагаемых и не облагаемых НДС. Указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров, работ или услуг, операции по реализации которых подлежат обложению или освобождены от обложения НДС, в общей стоимости отгруженных за налоговый период товаров, работ или услуг (подп. 4.1 ст. 170 НК РФ).
Таким образом, обязанность по ведению раздельного учета сумм «входного» НДС возникает тогда, когда у компании есть операции, облагаемые и не облагаемые НДС, в том числе операции, не признаваемые объектом обложения НДС согласно п. 2 ст. 146 НК РФ. Перечень операций, предусмотренный данной нормой Кодекса, является закрытым.
Операции по распространению рекламных материалов, о которых говорилось в п. 12 постановления № 33, в п. 2 ст. 146 НК РФ не указаны. Поэтому учитывать их для расчета пропорции, предусмотренной в п. 4.1 ст. 170 НК РФ, не нужно. По этой же самой причине указанные операции не следует отражать в Разделе 7 налоговой декларации по НДС.
Вопрос о вычете
Как показывает практика, при осуществлении рассматриваемых операций у компании возникает еще один вопрос. Как быть с суммой «входного» НДС, если рекламные материалы заказывались на стороне?
С этим вопросом разбирались специалисты Минфина России в письмах от 23.12.2015 № 03-07-11/75489, от 23.10.2014 № 03-07-11/53626 и от 19.12.2014 № 03-03-06/1/65952. В первых двух письмах они указали, что «входной» НДС со стоимости каталогов и брошюр принять к вычету нельзя, так как они не используются в операциях, облагаемых НДС. А в третьем письме пришли к выводу, что такой НДС можно учесть в стоимости каталогов и брошюр на основании подп. 4 п. 2 ст. 170 НК РФ.
На наш взгляд, с отнесением «входного» НДС на стоимость приобретенных рекламных материалов не все так однозначно. Дело в том, что согласно подп. 4 п. 2 ст. 170 НК РФ предъявленные суммы НДС учитываются в стоимости товаров в случае, если они приобретены для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не признаются реализацией товаров (работ, услуг) в соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ. Как мы уже сказали, рассматриваемая нами операция в этом пункте не значится. Не случайно налоговики в комментируемом письме указали, что такая операция не отражается в Разделе 7 декларации по НДС.
Получается, что формальных оснований для включения сумм «входного» НДС по рекламных каталогам и брошюрам в их стоимость нет.
По нашему мнению, в данном случае стоит рассматривать вопрос не о том, можно или нельзя включить сумму НДС в стоимость рекламных материалов, а о том, правомерен ли вычет НДС по такой операции.
Специалисты Минфина России, говоря о том, что вычет невозможен, аргументируют это тем, что бесплатное распространение каталогов и брошюр в качестве рекламы не является операцией, облагаемой НДС. Но с таким обоснованием можно поспорить.
Конечно, сама по себе раздача рекламных материалов потенциальным клиентам начисление НДС не генерирует. Однако рекламные мероприятия компании в принципе связаны с ее деятельностью, облагаемой НДС. Ведь реклама прямо направлена на увеличение оборотов организации, с которых и будет уплачиваться НДС. Следовательно, рассматриваемые нами операции все-таки связаны с деятельностью, облагаемой НДС, и значит, «входной» НДС по таким операциям можно принять к вычету.
Именно такой логикой судьи руководствовались в постановлениях Президиума ВАС РФ от 31.01.2012 № 12987/11, от 23.11.2010 № 9202/10 и от 25.10.2011 № 3844/11. И хотя эти судебные дела были по другим вопросам, выводы судов можно применить и к нашей ситуации. Так, в постановлении Президиума ВАС РФ от 31.01.2012 № 12987/11 суд не принял довод налоговиков о том, что компания не вправе принять к вычету НДС, уплаченный подрядчику по демонтажу основных средств. Ведь данная операция напрямую связана с основной деятельностью компании.