На Гайдаровском форуме «Россия и мир: взгляд в будущее», прошедшем 13—15 января в Москве, на площадке Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), состоялась экспертная дискуссия о местном самоуправлении на современном этапе общественного развития.
В обсуждении темы муниципальной реформы на Гайдаровском форуме приняла участие активный автор «ЭЖ» — государственный советник РФ 2 класса, профессор кафедры экономики и финансов общественного сектора ИГСУ РАНХиГС, доктор экономических наук Людмила Пронина. Сегодня она делится своими мыслями с нашими читателями.
Долговое бремя затягивает регионы и муниципалитеты в омут финансовой зависимости
В наступившем году сохраняют актуальность задачи обеспечения сбалансированности региональных и местных бюджетов, поставленные Президентом РФ в Бюджетном послании 13 июня 2013 г. Однако их решению препятствует высокий уровень долговых обязательств и субъектов Федерации, и муниципалитетов. Совокупный объем их долга составляет 2,5 трлн руб. Отсюда значительная бюджетная зависимость абсолютного большинства субъектов Федерации и муниципальных образований от финансовой помощи из федерального бюджета. В 2016 г. дотации из федерального бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности получит 71 субъект Федерации из 85. В прежнем объеме в 310 млрд руб. остается сумма бюджетных кредитов регионам на:
-
частичное покрытие дефицитов бюджетов;
-
покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета;
-
осуществление мероприятий по ликвидации последствий стихийных бедствий и техногенных аварий.
При этом субъектам РФ предстоит погасить долг по рыночным обязательствам около 400 млрд руб. Среди тех, кто активно занимал, регионы, которые развивались и проникали в глобальную экономику — Калуга, Татарстан, Мордовия.
Кроме того, существует проблема скрытого дефицита. Так, невыплата заработной платы бюджетникам в 2015 г. превысила 4 млрд руб. Будет нарастать задолженность и по зарплате, и по коммунальным платежам, и по иным расходам государственных и муниципальных учреждений, которые рано или поздно нужно будет компенсировать из бюджета.
Местные бюджеты зависимы от состояния региональных бюджетов
Насколько сильно регионы завязаны на федеральные дотации, субсидии, субвенции, настолько муниципалитеты зависимы от финансовой помощи из региональных бюджетов.
Централизация финансовых средств в федеральном бюджете с последующим перераспределением их значительной части между бюджетами нижестоящих уровней в виде межбюджетных трансфертов не стимулирует социально-экономическое развитие субъектов Федерации и муниципальных образований, не способствует повышению эффективности бюджетных расходов.
Обеспечение сбалансированности бюджетной системы в 2016 г. на фоне снижения цены на нефть и волатильности рубля потребует секвестра расходов федерального бюджета не менее чем на 10%. Это, в свою очередь, требует применения таких принципов и механизмов для обеспечения сбалансированности региональных и местных бюджетов, как:
-
невозможность дальнейшего снижения расходов региональных и местных бюджетов;
-
необходимость повышения эффективности расходов региональных и местных бюджетов;
-
актуальность увеличения доходов региональных и местных бюджетов.
Увеличение доходов можно обеспечить за счет:
-
роста экономики и налогооблагаемой базы территорий;
-
смены фискальной бюджетно-налоговой политики на стимулирующую;
-
эффективного распределения полномочий и мотивации между уровнями публичной власти;
-
инвентаризации расходных обязательств, проведения аудита расходов бюджетов;
-
введения налогового регулирования в не охваченных им сегментах экономики. Так, в сфере теневой экономики в апреле 2015 г., по данным Росстата, было занято 15 млн человек. При выводе их из тени можно было бы получить дополнительно 15% отчислений от НДФЛ;
-
улучшения налогового администрирования малого бизнеса (упрощенной системы налогообложения и др.). В этих целях создается под эгидой Минфина России единая система администрирования всех платежей;
-
усиления контроля за закупками согласно законам № 44-ФЗ и 223-ФЗ, в том числе за счет установления контроля за начальной ценой закупки;
-
развития государственно-частного и муниципально-частного партнерства.
При реализации этих направлений муниципальные образования получат возможность влиять на увеличение налоговых поступлений в свои бюджеты путем расширения налогооблагаемой базы, а также через механизмы участия в учете и контроле за взиманием федеральных и региональных налогов, доли которых поступают в местные бюджеты.
Всем муниципалитетам жизненно необходимы бюджеты развития
Эффективная работа органов местного самоуправления немыслима без достаточных финансовых средств не только на текущие расходы, но и на формирование в местных бюджетах резерва на перспективное развитие. В настоящее время в бюджеты развития муниципальных образований направляется лишь 10—20% доходов местных бюджетов. Надо без промедления решать вопрос о закреплении за местными бюджетами дополнительных налоговых доходов, на администрирование которых может реально влиять муниципальная власть. К таким налогам относятся, в первую очередь, специальные налоговые режимы — упрощенная система налогообложения и патентная система для малого и среднего бизнеса.
В 2014 г. по отношению к 2013 г. объем доходов от переданных муниципалитетам таких доходных источников, как ЕСХН, патент, часть акцизов на ГСМ, штрафы за несоблюдение муниципальных правовых актов, вырос в 9,8 раза и составил 28,8 млрд руб.
Для развития инфраструктуры в муниципальных образованиях необходимо активизировать работу органов местного самоуправления в области дорожной деятельности. С этой целью целесообразно передать в муниципальные дорожные фонды часть транспортного налога, взимаемого с владельцев транспортных средств, при условии сохранения такого налога.
Шагом вперед по развитию налоговой автономии муниципалитетов явилось включение в систему местных налогов и сборов торгового сбора. Однако он введен только в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. Для повсеместного применения торгового сбора нужен соответствующий федеральный закон. Поэтому в целях расширения доходной базы местных бюджетов может быть использована более широкая номенклатура местных сборов за конкретную деятельность, что обусловлено ч. 1 ст. 132 Конституции РФ.
Необходимо продолжить работу по возвращению в бюджеты сельских поселений доходов от продажи и аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, поскольку с 1 марта 2015 г. распоряжение такими земельными участками осуществляется органами местного самоуправления городских и сельских поселений.
Не менее важна также проблема, связанная с вступившим в силу 1 января 2015 г. законом (от 04.10.2014 № 284-ФЗ), согласно которому налоговая база по налогу на имущество физических лиц определяется по кадастровой стоимости объектов недвижимости. Однако в краткосрочной перспективе это не повсеместно увеличит налоговые доходы местных бюджетов, поскольку каждый субъект РФ самостоятельно принимает решение о сроке введения этих изменений и установлен значительный переходный период — до 1 января 2020 г.
Важнейшим резервом повышения доходной базы местных бюджетов является увеличение неналоговых доходов за счет:
-
привлечения внебюджетных инвестиций для развития инфраструктуры, когда органы местного самоуправления только отдают в аренду земельные участки, а частные инвесторы вкладывают средства в объекты инфраструктуры;
-
аренды муниципального имущества и земельных участков;
-
приватизации муниципального имущества.
Вместе с тем актуально не только повышать доходную базу местных бюджетов, но и оптимизировать их расходы, используя эффективные направления развития инфраструктуры муниципалитетов, улучшения их инвестиционного и инновационного климата. Основой для реализации таких мер может служить закон о территориях опережающего социально-экономического развития (от 29.12.2014 № 473-ФЗ). Однако он действует только на Дальнем Востоке, в моногородах и закрытых административно-территориальных образованиях. Остальная часть России будет ждать его введения в 2018 г.