Более года действует Федеральный закон от 22.10.2014 № 308-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» (далее — Закон № 308-ФЗ). Как свидетельствуют статистические данные за 2015 г., количество уголовных дел, связанных с налоговыми преступлениями, заметно выросло. Проанализируем уголовные дела, в которых были вынесены реальные сроки лишения свободы и присуждены значительные штрафы.
В конце октября 2014 г. внесены поправки в Уголовно-процессуальный кодекс РФ, которые изменили порядок возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях. Однако введенный порядок в большей части не является новацией. Аналогичный порядок действовал до 1 января 2011 г. и заключался в возможности следователей по собственной инициативе (а не только с подачи налоговой службы по итогам налоговых проверок) возбуждать уголовные дела.
Таким образом, следователи Следственного комитета имеют право самостоятельно возбуждать уголовные дела, связанные с неуплатой налогов.
Прежде чем перейти к рассмотрению судебной практики, напомним виды уголовной ответственности, связанной с налоговыми преступлениями.
Виды уголовной ответственности
Уголовная ответственность за налоговые преступления может наступать только в случае достижения российским гражданином шестнадцатилетнего возраста (ст. 24 УК РФ). Отметим, что лицом, привлекаемым к уголовной ответственности, может быть только физическое лицо.
На практике к уголовной ответственности привлекают, как правило, руководителя организации. Если к уголовной ответственности также привлекается главный бухгалтер, данный факт только усугубляет ситуацию, поскольку за совершение налогового преступления группой лиц по предварительному сговору, предусмотрены более строгие санкции — до шести лет лишения свободы (ст. 35 УК РФ).
Виды налоговых преступлений прописаны в главе 22 УК РФ «Преступления в сфере экономики» и на сегодняшний день включают в себя три группы:
— уклонение от уплаты налогов и (или) сборов;
— неисполнение обязанностей налогового агента;
— сокрытие денег либо имущества организации (ИП), за счет которых должно быть произведено взыскание налогов и сборов.
Уголовное наказание предусматривает штрафы, исправительные работы и лишение свободы (табл. 1).
Таблица 1. Виды налоговых преступлений и ответственность
Вид налогового преступления |
Ответственность |
---|---|
Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (ст. 198 УК РФ) |
— штраф от 100 000 до 300 000 руб.; — штраф в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет; — принудительные работы на срок до года; — арест на срок до шести месяцев; — лишение свободы на срок до года |
Если данное деяние совершенно в особо крупном размере* |
— штраф — от 200 000 до 500 000 руб.; — в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до трех лет; — принудительные работы на срок до трех лет; — лишение свободы на срок до трех лет |
Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации (ст. 199 УК РФ) |
— штраф от 100 000 до 300 000 руб.; — в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от года до двух лет; — принудительные работы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет; — арест на срок до шести месяцев; — лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет |
Если данное деяние совершенно группой лиц по предварительному сговору; в особо крупном размере** |
— штраф от 200 000 до 500 000 руб.; — в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет; — принудительные работы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет; — лишение свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет |
Неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 199.1 УК РФ) |
— штраф от 100 000 до 300 000 руб.; — в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от года до двух лет; — принудительные работы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет; — арест на срок до шести месяцев; — лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет |
Если данное деяние совершенно в особо крупном размере** |
— штраф от 200 000 до 500 000 руб.; — штраф в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет; — принудительные работы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет; — лишение свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет |
Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (ст. 199.2 УК РФ) |
— штраф от 200 000 до 300 000 руб.; — штраф в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до трех лет; — принудительные работы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет; — лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет |
*Крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая в пределах трех финансовых лет подряд более 600 000 руб. при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% от общей суммы уплаченных налогов (сборов) либо превышающая 1 800 000 руб., а особо крупным размером — сумма, составляющая в пределах трех финансовых лет подряд более 3 млн руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% от общей суммы уплаченных налогов (сборов), либо превышающая 9 млн руб. **Особо крупным размером признается сумма, составляющая в пределах трех финансовых лет подряд более 10 млн руб., при условии, что доля неуплаченных налогов (сборов) превышает 20% от общей суммы уплаченных налогов (сборов), либо превышающая 30 млн руб. |
Неуплата страховых взносов: уголовная ответственность возможна
Правительством РФ внесен в Госдуму законопроект от 11.11.2015 № 927133-6, предусматривающий уголовную ответственность за неуплату страховых взносов.
Согласно поправкам индивидуальные предприниматели, уклоняющиеся от уплаты страховых взносов, будут привлечены к ответственности в виде (ст. 199.3 УК РФ):
— штрафа в размере до 200 000 руб.;
— в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух лет либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов.
Если данное деяние совершенно в особо крупном размере:
— штраф — до 300 000 руб.;
— в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет;
— принудительные работы на срок до одного года;
— лишение свободы на срок до одного года.
Крупным размером признается сумма страховых взносов во внебюджетные фонды, составляющая в пределах трех финансовых лет подряд более 600 000 руб. при условии, что доля неуплаченных страховых взносов превышает 10% от общей суммы уплаченных страховых взносов либо превышающая 1 800 000 руб., а особо крупным размером — сумма, составляющая в пределах трех финансовых лет подряд более 3 млн руб., при условии, что доля неуплаченных страховых взносов превышает 20% от общей суммы уплаченных налогов (сборов), либо превышающая 9 млн руб.
Организации, уклоняющиеся от уплаты страховых взносов, будут привлечены к ответственности в виде (ст. 199.4 УК РФ):
— штрафа — от 100 000 до 300 000 руб.;
— в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет;
— принудительных работ на срок до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
— лишения свободы на срок до одного года.
Если данное деяние совершенно группой лиц по предварительному сговору, в особо крупном размере:
— штраф — от 300 000 до 500 000 руб.;
— в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет;
— принудительные работы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на тот же срок;
— лишение свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Особо крупным размером согласно законопроекту признается сумма, составляющая в пределах трех финансовых лет подряд более 10 млн руб., при условии, что доля неуплаченных страховых взносов превышает 20% от общей суммы уплаченных страховых взносов, либо превышающая 30 млн руб.
Таким образом, в случае принятия данного законопроекта будет введена уголовная ответственность за неуплату страховых взносов в крупном и особо крупном размерах.
Однако так же, как и в случае неуплаты налогов в менее крупном размере, уголовная ответственность не наступает. Не стоит забывать, что помимо уголовной ответственности за неуплату налогов (сборов) существует налоговая и административная ответственность.
Привлечь к уголовной ответственности могут руководителя организации, главного бухгалтера, индивидуального предпринимателя и других физических лиц.
Механизм возбуждения уголовного дела
Механизм возбуждения уголовных дел, предусмотренный Законом № 308-ФЗ, не распространяется на налоговые преступления, совершенные до вступления в силу этого закона, то есть до 22 октября 2014 г.
Поводами для возбуждения уголовных дел являются (п. 1 ст. 140 УПК РФ):
— заявление о преступлении. Заявление о преступлении может быть сделано как в устной, так и в письменной форме (ст. 141 УПК РФ). Анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела;
— явка с повинной. Заявление о явке с повинной представляет собой добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении (ст. 142 УПК РФ);
— сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников. Несмотря на то что сообщение о преступлении не влечет за собой обязанности совершения процессуальных действий от следователей до тех пор, пока не будет оформлено в виде рапорта, информация о налоговом преступлении может быть принята от любого лица (в том числе и от конкурентов компании), а не только от налоговых органов;
— постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании. Постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании не нуждается в каком-либо дополнительном оформлении рапортом (Федеральный закон от 28.12.2010 № 404-ФЗ).
Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления (п. 2 ст. 140 УПК РФ).
Порядок возбуждения уголовных дел не исключает совместную работу Следственного комитета и налоговых органов, хотя следователи могут и не принимать во внимание доказательственную базу налоговых органов. А собранные налоговыми органами документы следователи могут использовать по совокупности с другими имеющимися доказательствами.
Предположим, что у следователей возник повод для возбуждения уголовных дел. Далее действия следователя осуществляются в порядке, изложенном в ст. 144 УПК РФ.
1 шаг. Принятие, проверка сообщения.
Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа осуществляет прием и проверку сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении в срок не позднее трех суток со дня поступления указанного сообщения.
Какие полномочия есть у следователя? Следователь вправе получать объяснения, истребовать документы и предметы, назначать судебную экспертизу, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-разыскных мероприятий в отношении обвиняемого.
2 шаг. Продление срока.
По мотивированному ходатайству следователя либо дознавателя руководитель следственного органа начальник органа дознания вправе продлить срок для проведения проверки сообщения до десяти суток.
При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, а также проведения оперативно-разыскных мероприятий руководитель следственного органа вправе продлить этот срок до 30 суток.
3 шаг. Направление сообщения в налоговые органы.
Следователь, получив от органа дознания сообщение о налоговом преступлении, не позднее трех суток с момента поступления сообщения направляет в вышестоящий налоговый орган (соответствующее региональное управление ФНС РФ) копию такого сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам и (или) сборам.
4 шаг. Действия налогового органа после получения сообщения.
Налоговый орган рассматривает направленные следователем материалы.
По результатам рассмотрения материалов налоговыми органами направляется в Следственный комитет заявление либо информация. Действия налоговиков зависят от нескольких факторов (табл. 2):
Таблица 2. Сроки, в которые следователи получают информацию от налоговиков
В срок не позднее 15 суток с момента получения материалов налоговый орган направляет следователю |
||
I вариант |
II вариант |
III вариант |
---|---|---|
Заключение о нарушении законодательства о налогах и сборах и о правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по налогам и (или) сборам |
Информацию о том, что в отношении налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) проводится налоговая проверка, по результатам которой решение еще не принято либо не вступило в силу |
Информацию об отсутствии сведений о нарушении законодательства о налогах и сборах (в случае, если указанные в сообщении о преступлении обстоятельства не были предметом исследования при проведении налоговой проверки) |
Информацию о том, что обстоятельства, указанные в сообщении о преступлении, были предметом исследования при проведении ранее назначенной налоговой проверки, по результатам которой вынесено вступившее в силу решение налогового органа, а также информацию об обжаловании или о приостановлении исполнения такого решения |
5 шаг. Принятие процессуального решения.
Получив заключение от налогового органа, следователь должен принять процессуальное решение. Такое решение должно быть принято не позднее 30 суток со дня поступления сообщения о преступлении.
При этом уголовное дело о налоговых преступлениях, может быть возбуждено следователем до получения из налогового органа заключения или информации, при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления.
Таким образом, следователь вправе самостоятельно возбудить уголовное дело по налоговым преступлениям, без какой-либо информации от налогового органа.
6 шаг. Принятые решения по результатам рассмотрения сообщения о преступлении.
По результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает одно из следующих решений:
— о возбуждении уголовного дела в порядке;
— об отказе в возбуждении уголовного дела;
— о передаче сообщения по подследственности (ст. 151 УПК РФ), а по уголовным делам частного обвинения — в суд.
О принятом решении сообщается заявителю. Заявителю разъясняются его права на обжалование данного решения, а также сам порядок обжалования.
Практика уголовных дел
Проанализируем примеры уголовных дел, касающихся совершения налоговых преступлений, по которым были вынесены сроки лишения свободы, а также взыскана сумма материального ущерба, подлежащая зачислению в доход бюджета РФ.
Необходимо отметить, что далеко не все возбуждаемые дела о налоговых преступлениях заканчиваются реальными сроками. Возмещение ущерба (полное или частичное) после назначения судом первой инстанции судебного заседания может быть учтено в качестве обстоятельства, смягчающего наказание (постановление Пленума ВС РФ от 27.06.2013 № 19 «О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности»).
Важно!
В том случае если обвиняемый в процессе следствия решить искупить свою вину, то есть погасить недоимку, то уголовное дело будет закрыто (ст. 28.1 УПК РФ).
Пример 1
Руководители ООО «Ю» сформировали фиктивный документооборот ООО «Ю», в целях последующего применения налогового вычета, занижения налоговой базы по НДС и не исчисленного НДС с реализации товаров, работ и услуг. Так, они неправомерно включали в регистры бухгалтерского учета ООО «Ю» сведения о проводимых некоторых фиктивных операциях, занизив налоговую базу по НДС на сумму реализации товаров (работ, услуг) и полученной оплаты в счет предстоящих поставок товаров в размере:
— 24 040 430 руб. (с указанной суммы НДС не исчислялся);
— 6 013 305 руб. (занижена сумма НДС на товары, производимые на территории РФ, подлежащая уплате в бюджет).
Как отметили судьи, оба руководителя совершили преступление по предварительному сговору, действуя в составе группы лиц.
Размер неуплаченной части налога суд признает крупным (более 10% от общей суммы налога). С учетом изложенного суд полагает избрать подсудимым наказание в виде лишения свободы.
Поэтому судьи вынесли обвинительный приговор в совершении преступления, предусмотренного п. «а» ч. 2 ст. 199 УК РФ, назначив одному из руководителей наказание в виде лишения свободы на срок четыре года, другому — три года. Правда, по всем этим делам суды применили п. 9 постановления Госдумы № 6576-6 ГД «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов» и освободили виновных лиц от назначенного настоящим приговором наказания. Назначенное наказание было заменено на условное наказание с испытательным сроком.
По приговору суда с руководителей также будет взыскан в доход бюджета РФ материальный ущерб, причиненный преступлением в сумме 6 013 305 руб. (приговор Новочеркасского городского суда от 02.11.2015 № 1-384/2014 1-43/2015).
Пример 2
Руководитель организации ООО «Энерготехнология» включил в налоговые декларации по НДС за налоговый период заведомо ложные сведения, путем занижения налоговой базы о фактической реализации (передачи) товаров (выполнении работ и услуг).
В результате совершенных махинаций ООО «Энерготехнология» уклонилось от уплаты НДС в общей сумме не менее 11 910 653 руб., а именно:
— за III квартал 2010 г. — 935 166 руб.;
— за IV квартал 2010 г. — 9 953 793 руб.;
— за I квартал 2011 г. — 1 021 694 руб.,
что превышает более 10 млн руб. и составляет более 20% от причитающихся к уплате сумм налогов организации, в данном случае — 70%.
Таким образом, неуплата налога квалифицируется как неуплата в особо крупном размере (ст. 199 УК РФ).
Суть совершенного преступления заключалась в следующем. Руководитель ООО «Энерготехнология» разработал схему, согласно которой им планировалось через «подставную» организацию, фактически не обладающую функциями и признаками юридического лица, проводить часть коммерческих сделок.
Несмотря на то что неуплата налогов квалифицируется по ч. 2 ст. 199 УК РФ как в особо крупном размере, судом учтен характер и степень общественной опасности преступления, а также обстоятельства, смягчающие наказание.
В качестве смягчающих наказание обстоятельств суд учитывает, что руководитель ООО «Энерготехнология» имеет на иждивении одного несовершеннолетнего ребенка, на работе характеризуется положительно, положительно характеризуется и по месту жительства. К уголовной ответственности привлекается впервые, ранее не судим, сведений в материалах уголовного дела о привлечении его к административной ответственности также не имеется.
Помимо изложенного, судом учтено, что руководитель ООО «Энерготехнология» на учетах у врачей нарколога и психиатра не состоит.
В связи с этим суд пришел к выводу, что цели уголовного наказания — исправление виновного, предупреждение совершения руководителем новых преступлений могут быть достигнуты без реальной изоляции виновного от общества.
На основании вышеизложенного судом был вынесен приговор о признании руководителя виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «б» ч. 2 ст. 199 УК РФ с назначением ему наказания в виде штрафа в размере 380 000 руб. (приговор Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 13.07.2015 № 1-274/2015).
В похожем деле (уклонение от уплаты налогов с организации путем включения в налоговую декларацию заведомо ложных сведений в особо крупном размере) руководитель был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «б» ч. 2 ст. 199 УК РФ, и ему было назначено наказание в виде лишения свободы, сроком на два года, с лишением права заниматься предпринимательской деятельностью на три года (приговор Лефортовского районного суда г. Москва от 15.10.2015 № 1-367/2015).
Совершая противоправные действия, связанные с уклонением от уплаты налогов, следует иметь в виду, что в разрешении споров данной направленности суды руководствуются ст. 1064 ГК РФ, предусматривающей, что вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. В приговорах по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 198—199.2 УК РФ, должно содержаться решение по предъявленному гражданскому иску (постановление Пленума ВС РФ от 28.12.2006 № 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления»).
Так, приговором Первомайского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика) от 05.11.2015 № 1-488/2015 руководителю было инкриминировано уклонение от уплаты налогов путем включения заведомо ложных сведений в налоговую декларацию по НДС. Итогом стало решение суда о взыскании с руководителя (фиктивного директора) в счет возмещения причиненного вреда и неуплаченного единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в бюджет РФ — 6 106 435 руб.
Одним из способов уклонения от уплаты налогов является преднамеренное банкротство предприятия, то есть совершение руководителем юридического лица действий, заведомо влекущих неспособность юридического лица в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если эти действия причинили крупный ущерб. Например, в одном из рассматриваемых дел, директор, имея недоимку по налогам, выдал денежный заем дружественной компании.
Пример 3
Директор компании, имея реальную возможность частично погасить задолженность предприятия по доначисленным ИФНС налогам, и заведомо зная о мерах, принимаемых налоговым органом по взысканию с предприятия недоимки в виде запрета на отчуждение имущества компании и приостановления операций по счетам в банках, решил использовать условия договора денежного займа и аренды недвижимого имущества.
Суть схемы такова. С целью сокрытия в крупном размере денежных средств, за счет которых могло быть произведено взыскание недоимки, директор изменил условия договоров денежного займа и аренды недвижимого имущества. Так, причитающаяся денежная выручка и сумма займа от исполнения данных договоров должна поступать на счет другой компании. То есть директор создал условия, которые привели к неспособности в полном объеме или хотя бы частично исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, что в результате привело к (несостоятельности) банкротству компании, а налоговый орган оказался лишенным возможности произвести взыскание недоимки, что является крупным размером.
Суд квалифицировал действия директора по признакам ст. 199.2 УК РФ — сокрытие денежных средств, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством РФ о налогах и сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам, совершенное руководителем организации в крупном размере.
Преднамеренным банкротством является совершение руководителем юридического лица действий, заведомо влекущих неспособность юридического лица в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если эти действия причинили крупный ущерб (ст. 196 УК РФ).
На основании вышеизложенных фактов, суд, руководствуясь ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний назначил руководителю окончательное наказание в виде лишения свободы сроком на 4,5 года без дополнительных видов наказания (приговор Изобильненского районного суда (Ставропольский край) от 29.10.2015 № 1-283/2015).
По аналогичному делу (сокрытие денежных средств от принудительного механизма взыскания путем направления в адрес контрагентов финансовых распоряжений на осуществление платежей кредиторам с целью погашения имеющейся кредиторской задолженности) было также возбуждено уголовное дело. На основании поступивших финансовых распоряжений в счет погашения кредиторской задолженности перед поставщиками, контрагентами общества перечислены денежные средства в адрес третьих лиц. Однако судом учтен характер и степень общественной опасности совершенного преступления, относящегося к категории средней тяжести, данные, характеризующие личность подсудимого, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих обстоятельств.
Смягчающими наказание обстоятельствами суд признает полное признание вины, раскаяние в содеянном, явку с повинной, активное способствование раскрытию и расследованию преступления, добровольное возмещение ущерба в полном объеме (ст. 61 УК РФ).
Поэтому и приговор суда был мягким — руководителю назначено наказание в виде лишения свободы сроком на один год, назначенное наказание считать условным с испытательным сроком шесть месяцев (приговор Емельяновского районного суда (Красноярский край) от 24.09.2015 № 1-243/2015).
А в другом деле (приговор Курганского городского суда (Курганская область) от 19.10.2015 № 1-1020/2015) руководитель организации с целью сокрытия денежных средств от принудительного взыскания в бюджет использовал для расчетов банковские счета других организаций.
Суд признал действия, совершенные руководителем по сокрытию денежных средств от обращения на них взыскания путем использования для расчетов других организаций единым продолжаемым преступлением. Принимая во внимание, что размер недоимки по двум видам налогов за рассматриваемый период превышает 1,5 млн руб., суд признал преступление совершенным в крупном размере (ст. 199.2 УК РФ). С учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, данных о личности подсудимого, смягчающего наказание обстоятельства, отсутствия отягчающих наказание обстоятельств, суд пришел к выводу о возможности исправления подсудимого с назначением ему наказания в виде штрафа в размере 400 000 руб.
Пример 4
Л. как физическое лицо и как директор выдавал беспроцентные займы директорам наличными денежными средствами якобы на ведение ими хозяйственной деятельности. Указанные займы в виде наличных денежных средств в нарушение Положений о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории РФ (утв. письмами Центрального банка РФ от 24.04.2008 № 318-П, от 12.10.2011 № 373-П) на расчетные счета субподрядчиков не вносились, а фактически оставались в ведении и распоряжении Л., имитируя переход в собственность названных субподрядных предприятий. Указанные кредитные обязательства Л. оформлял соответствующими договорами займа, квитанциями к приходным кассовым ордерам, авансовыми отчетами.
Предприятия, имея формальные кредитные обязательства займов перед Л. как физическим лицом, возвращали поступившие денежные средства на личные карточные счета Л. как физического лица, а также на расчетный счет подконтрольной Л. компании. Создание умышленными незаконными усилиями директора Л. такого формального оборота фиктивных документов (договоров и актов выполненных работ, справок о стоимости работ, счетов-фактур) повлекло за собой искажение сведений бухгалтерской и налоговой отчетности в возглавляемом ему предприятии и привело к достижению цели последнего — уклонению от уплаты налогов с организации, оставлению указанных средств в хозяйственном обороте компании.
Суд признал Л. виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «б» ч. 2 ст. 199 УК РФ и назначил ему наказание в виде лишения свободы на срок три года. Правда, назначенное наказание в виде лишения свободы считать условным с испытательным сроком три года (приговор Ленинского районного суда г. Владимира (Владимирская область) от 26.10.2015 № 1-159/2015).
Резюме
Подводя итоги, хочется отметить, что какой бы высокой ни была налоговая нагрузка предприятий, неуплата налогов и сборов может привести к более печальным последствиям — уголовной ответственности для должностных лиц.
В этом году, на фоне падения цены на нефть и дефицита бюджета, остро стоит вопрос наполняемости бюджета. И задача Следственного комитета — поправить данное положение, пресечь попытки уклонения от уплаты налогов. Председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин, выступая на расширенной коллегии ведомства, потребовал от коллег усилить работу по борьбе с налоговыми преступлениями. А. Бастрыкин призвал коллег «в тесном контакте с налоговыми органами квалифицированно и качественно расследовать налоговые преступления, выявлять наиболее сложные схемы уклонения от уплаты налогов и сборов, устанавливать легитимность деятельности экономических структур, полноту уплаты ими налогов, от поступлений которых в казну напрямую зависит выполнение официальных программ, в том числе выплата зарплат, пенсий и пособий».
Анализ судебной практики по таким делам свидетельствует о том, что чаще всего фигурантами уголовного дела становятся руководители компаний.