Подведены первые итоги исполнения федерального бюджета России за 2015 г. По предварительным данным Минфина, дефицит так и остался 2,6% ВВП (или 1,9 трлн руб.), что несколько меньше запланированных 2,9% (или 2,15 трлн руб.). Поддержку доходам бюджета, пишут аналитики «ВТБ Капитала», оказали более высокая эластичность курса рубля к цене на нефть, из-за чего выросли прибыли в ресурсодобывающих отраслях, а также повышение собираемости налогов.
Главный сюрприз прошлогоднего бюджета — доходы, которые превысили прогнозы и чиновников, и аналитиков и составили 13,6 трлн руб. Это на 3% выше, чем было заложено в бюджет, но почти на 6% меньше, чем в 2014 г.
Поддержку доходам оказали следующие факторы, считают аналитики «ВТБ Капитала»: во‑первых, ослабление рубля привело к увеличению доходов по корпоративному налогу на прибыль, частично компенсировав сокращение нефтяных доходов и увеличив ненефтяную часть доходов на 10,3% по сравнению с предыдущим годом; а во‑вторых, Федеральная налоговая служба объявила о внедрении автоматизированной системы контроля, позволившей повысить собираемость НДС на импортные товары и попутно сократить связанный с импортом отток «серого» капитала.
В 2016 г. сохранить дефицит бюджета в 3% от ВВП будет сложнее, полагают аналитики «ВТБ Капитала», и вот почему. Первое: падение нефтяных цен и снижение эластичности курса рубля к цене на нефть уже привели к тому, что рублевая цена нефти опустилась до 2300—2500 руб. за баррель, что значительно ниже 3165 руб. за баррель (исходя из цены в 50 долл. и обменного курса в 63,3 руб. за доллар), предусмотренного бюджетом. Это, естественно, приведет и к сокращению нефтяных доходов бюджета. Второе: замедление роста ВВП оказывает давление на ненефтяные доходы бюджета. Минэкономразвития понизило прогноз динамики ВВП в 2016 г. до –0,8% — против предыдущей оценки в +0,7%. Третье: значительная консолидация бюджета представляет собой сложную задачу в преддверии выборов в Госдуму, поскольку сокращение бюджетных расходов, которое, по плану правительства, достигнет 0,5 трлн руб., будет отчасти компенсироваться увеличением расходов, запланированных в новом пакете мер по стабилизации экономики общей стоимостью до 150—200 млрд руб.