С момента последнего в 2015 г. (11 декабря) заседания ЦБ, посвященного ключевой ставке, шел разговор о том, что на первом заседании 2016 г. понижаться она не будет. Однако теперь, как полагает аналитик Газпромбанка Гульнара Хайдаршина, вопрос стоит по-иному: не придется ли ее повышать — на очередной волне девальвации рубля?
Эксперт считает, что на заседании 29 января, в пятницу, ЦБ сохранит ключевую ставку неизменной и таким образом продлит паузу в смягчении денежно-кредитной политики. Основными аргументами в пользу именно такого решения она считает нестабильность на финансовых рынках и повышенные инфляционные риски, обусловленные все той же девальвацией рубля. В лучшем случае ЦБ сможет вернуться к смягчению денежно-кредитной политики во 2-м полугодии нынешнего года. А вот повышение ставки маловероятно: экономика продолжает охлаждаться, и стабилизировать курс рубля за счет повышения стоимости денег бессмысленно: в распоряжении Банка России имеются множество других стабилизационных инструментов.
Сохранению ключевой ставки на текущем уровне будут способствовать следующие факторы, пишет Г. Хайдаршина. Первый — сохранение повышенных инфляционных рисков в российской экономике на фоне девальвации рубля. По оценкам Газпромбанка, инфляция в годовом выражении на середину января составила 11,9% — снизилась по сравнению с концом 2015 г. на 1 п.п. Но радоваться этому не следует: снижение произошло за счет эффекта базы, ухудшения покупательной способности населения и сезонного сокращения потребительского спроса. Выраженная девальвация рубля в декабре 2015 г. — январе 2016 г. может привести к росту инфляционных ожиданий.
Второй — расходование средств Резервного фонда с целью финансирования дефицита бюджета.
По данным Минфина, в декабре были конвертированы средства Резервного фонда на сумму 710,67 млрд руб. и перечислены на счет федерального бюджета для покрытия дефицита. Неравномерное расходование резервных фондов в 2015 г. с целью покрытия дефицита бюджета может также способствовать росту инфляционных рисков в I квартале нового года. В отличие от 2015 г., когда наиболее существенная часть расходования средств Резервного фонда приходилась на конец года, пишет аналитик Газпромбанка, в 2016 г. расходование бюджетных средств будет происходить равномерно.
Третий — низкие цены на нефть и дополнительная неопределенность, связанная с выходом Ирана на мировой рынок нефти.
Четвертый — внешние риски, связанные с перспективами экономики Китая и курса юаня. В условиях девальвации юаня на фоне нормализации монетарной политики в США сохраняется риск расходования заметной части резервных фондов китайским Народным банком с целью поддержания курса. По оценкам Газпромбанка, в 2015 г. золотовалютные резервы Китая сократились на 513 млрд долл., или на 13,3%; сейчас они составляют 3,3 трлн долл. Тем не менее китайская экономика сохраняет запас прочности и статус ключевого драйвера роста мировой экономики, и нет причин ожидать ее жесткой посадки.
Аналитики банка ING предсказывают, что январская инфляция составит 9,7—9,8%, а в I квартале — 8%, снижаться будут и инфляционные ожидания. Аналитики ING приводят и другие макроэкономические аргументы в пользу сохранения ставки ЦБ. Индекс деловой активности в декабре снизился — и производственный, и в сфере услуг, до 48,7 и 47,8 п. соответственно против 49,8 и 49,6 п. в среднем по последнему кварталу прошлого года; индекс уверенности в промышленности снизился с –6,8 до –6,9 п., упало и потребительское доверие — до –26 п., и январские замеры обещают дальнейшее падение. Правда, улучшилась экономическая активность. ВВП сократился всего на 3,7—3,8% в последнем квартале прошлого года против предыдущих 4,1%. Остальные макроэкономические показатели посыпались.