Недавно обнародовано письмо Минтруда России от 24.11.2015 № 17-3/ООГ-1636. В нем содержится позиция ведомства по вопросу квалификации взносов в ПФР, уплачиваемых индивидуальным предпринимателем в размере 1% с суммы доходов, превысивших 300 000 руб. за расчетный период. Минтруд продолжает настаивать на том, что такие взносы нельзя считать фиксированными.
Читаем закон
Порядок определения размера страховых взносов, уплачиваемых предпринимателем в Пенсионный фонд, установлен в ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ).
Если за расчетный период доход бизнесмена не превышает 300 000 руб., то он уплачивает в ПФР страховые взносы в фиксированном размере. Они рассчитываются как произведение МРОТ, установленного на начало года, и тарифа страховых взносов в ПФР, предусмотренного п. 1 ч. 2 ст. 12 Закона № 212-ФЗ. Получившееся значение увеличивают в 12 раз.
Если же за расчетный период предприниматель заработал больше 300 000 руб., то в Пенсионный фонд уплачиваются страховые взносы в фиксированном размере плюс 1% от суммы дохода, превышающего 300 000 руб.
Позиция Минтруда
Из приведенного порядка не понятно, можно ли считать суммы, уплаченные с превышения, страховыми взносами в фиксированном размере. В комментируемом письме специалисты Минтруда России пришли к выводу, что фиксированным размером страховых взносов, уплачиваемым индивидуальным предпринимателем в ПФР, признается размер страховых взносов, определяемый в качестве постоянной величины по формуле как произведение МРОТ и тарифа страховых взносов в ПФР, увеличенное в 12 раз.
А вот сумма страховых взносов, исчисленная как 1% от дохода, превышающего 300 000 руб. за расчетный период, по мнение трудового ведомства, является переменной величиной. Она зависит от суммы дохода предпринимателя и поэтому не может считаться фиксированным размером страхового взноса.
Отметим, что аналогичную позицию трудовое ведомство высказывало и ранее (письмо от 21.11.2014 № 17-3/10/В‑7842).
Метания Минфина
Вопрос о том, можно ли признать сумму страховых взносов, рассчитанную в случае превышения бизнесменом предельной величины доходов, фиксированным платежом, важен для индивидуальных предпринимателей, которые применяют УСН или ЕНВД.
Так, если бизнесмен на «упрощенке» выбрал объект налогообложения «доходы» и при этом он не производит выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (то есть у него нет наемных работников), то он имеет право уменьшить сумму налога (авансовых платежей по налогу) на уплаченные страховые взносы в ПФР в фиксированном размере. Основание — п. 3.1 ст. 326.21 НК РФ. Аналогичное правило предусмотрено и для плательщиков ЕНВД (п. 2.1 ст. 346.32 НК РФ).
Как видите, от ответа на поставленный вопрос будет зависеть сумма налогов предпринимателя, которую он должен уплатить в бюджет.
Сначала специалисты Минфина России решили, что страховые взносы, рассчитанные с суммы превышения предельной величины дохода, также считаются страховыми взносами в фиксированном размере (письмо от 29.12.2014 № 03-11-09/68180). Такая позиция обосновывалась следующим образом.
Статьей 14 Закона № 212-ФЗ не предусмотрено, что сумма страховых взносов, исчисленная как 1% от дохода, превышающего 300 000 руб. за расчетный период, является переменной величиной в связи с тем, что зависит от суммы дохода предпринимателя, и, как следствие, не считается фиксированным размером страховых взносов. Кроме того, ст. 2 Закона № 212-ФЗ не содержит таких понятий, как «постоянная величина» или «переменная величина». А в части 1 ст. 14 Закона № 212-ФЗ сказано, что индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с ч. 1.1 данной статьи.
Поэтому в фиксированный размер страховых взносов для целей применения УСН и ЕНВД также включается сумма страховых взносов, исчисленная в размере 1% от дохода плательщика, превышающего предельную величину. Отметим, что данные разъяснения ФНС России довела до нижестоящих налоговых органов (письмо от 16.01.2015 № ГД‑4-3/330).
Но осенью прошлого года Минфин России изменил свою позицию. В письме от 06.10.2015 № 03-11-09/57011 финансисты указали, что фиксированным признается размер страховых взносов, определяемый в качестве постоянной величины по формуле как произведение МРОТ на количество месяцев в году и соответствующих тарифов страховых взносов в ПФР. При этом сумма страховых взносов, исчисленная с превышения предельной величины доходов, не может считаться фиксированным размером страхового взноса, поскольку является переменной величиной и зависит от суммы дохода предпринимателя. Данный вывод финансисты продублировали из вышеназванного письма Минтруда России от 21.11.2014 № 17-3/10/В‑7842.
Раз спорные страховые взносы нельзя считать фиксированными, то и на их суммы не получится уменьшить налог.
К счастью, такой фискальный подход финансового ведомства просуществовал недолго. Уже в декабре прошлого года Минфин России выпустил письмо от 07.12.2015 № 03-11-09/71357, в котором отозвал разъяснения, данные в письме от 06.10.2015 № 03-11-09/57011.
Обратите внимание: по вопросам налогообложения нужно руководствоваться разъяснениями Минфина России. Поэтому точка зрения трудового ведомства при расчете налогов не имеет никакого значения.
Возможное будущее фиксированных взносов
Сейчас проходит общественное обсуждение законопроект о внесении изменений в Закон № 212-ФЗ. В частности, предлагается из ч. 1 ст. 14 Закона № 212-ФЗ исключить слово «фиксированный».
Как мы уже отметили выше, в действующей сейчас редакции ч. 1 ст. 14 Закона № 212-ФЗ сказано, что индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с ч. 1.1 и 1.2 данной статьи. То есть на сегодняшний день все взносы (и с суммы в пределах 300 000 руб., и с суммы превышения) являются фиксированными.
Если законопроект будет принят, то фиксированным размером страховых взносов в ПФР будет признаваться только сумма, рассчитанная исходя из произведения МРОТ на страховой тариф, увеличенная в 12 раз.