В редакцию «ЭЖ» продолжают поступать просьбы не прекращать публикации о практике взаимодействия разных уровней публичной власти и населения по решению местных вопросов, начатые прошлой осенью.
Напомним, что газета быстро откликнулась на первые просьбы, опубликовав в ноябре — декабре прошедшего года несколько статей: «Важную двуединую задачу решает инициативное бюджетирование» («ЭЖ», 2015, № 43), «Люди не хотят ждать и пускают шапку по кругу» («ЭЖ», 2015, № 45), «Механизмы самофинансирования не должны заменять средства местного бюджета» («ЭЖ», 2015, № 47).
Мало желающих быть иждивенцем
Вопреки расхожему мнению, особенно во властных структурах, об инертности россиян социологические обследования разных слоев населения свидетельствуют об обратном. Так, согласно опросу жителей Кировской области, осуществленному в 2013 г., только 16% респондентов ответили отрицательно на вопрос «Готовы ли вы внести вклад в решение вашего поселения?» Безоговорочное «да» сказали 54% опрошенных, а еще 23% выразили готовность участвовать в общественных делах при условии улучшения условий и качества жизни для их семей. Примечательно, что число положительных ответов намного выше среди тех, кто уже лично участвовал в решении местных проблем. Они же, то есть уже вовлеченные в общие дела, превалируют в ответе на вопрос «Кто должен решать проблемы вашего поселения?»: 65% ответов «администрация вместе с населением» против 23% ответов «администрация, на то она и существует». И чем активнее люди, тем больше они доверяют местной власти. 75% респондентов, расставшихся с иждивенческим настроением, доверяют главе своего поселения больше, чем главе района и губернатору.
Результаты этого социологического исследования позволяют сделать вывод о том, что участие местных сообществ в решении вопросов местного значения содействует:
-
снижению иждивенческих настроений;
-
повышению уровня доверия органам местного самоуправления;
-
вовлечению населения в решение местных проблем;
-
развитию диалога между населением и властными структурами разных уровней публичной власти, в том числе органов государственной власти субъектов Федерации.
Между тем согласно статистическим наблюдениям 2013—2014 гг. в селах России, в которых проживает более 25% населения страны и 42% малоимущих граждан, не решены полностью проблемы, связанные с состоянием социальной и коммунальной инфраструктуры и доступом к разным услугам. Так, только в 5% сельских населенных пунктов есть канализация, в 28% нет дорог с твердым покрытием, лишь 32% сел и деревень обеспечено централизованным водоснабжением. Для сравнения: в Польше 90% сельских муниципальных образований имеют водопровод, каждая третья сельская муниципия — биологическую очистную станцию («ЭЖ», 2016, № 03).
Под лежачий камень вода не течет
Как мы уже писали, Программа поддержки местных инициатив (ППМИ) Всемирного банка реализуется в России с 2007 г. По заверению представителей глобальной финансовой структуры, каждый российский регион, заинтересованный в развитии своих территорий силами местных сообществ, может присоединиться к программе в любой момент и получить методическую и консультационную помощь, как это делается в пилотных субъектах РФ. Это, конечно, сложнее, чем принародно «выстраивать» глав муниципалитетов, как это случается в одном из приволжских регионов с губернатором из топ-20 рейтинга эффективных глав субъектов Федерации. Надо изыскать и зарезервировать средства в региональном бюджете, чтобы стимулировать муниципалитеты на активную работу с неравнодушным населением, а затем выполнить свое обязательство по субсидированию микропроектов активных граждан. Суммы на каждый инициативный проект варьируются от 500 000 до 3 млн руб. Размер субсидии, равно как и количество заявок на конкурс от органов местного самоуправления, зависит от региональных особенностей: территории реализации инициативного микропроекта, структуры и размеров муниципального образования, состояния инфраструктуры, доступности финансовых средств, наличия спонсоров или соучастия бизнеса. Предельные нормы заявок и уровни софинансирования в отдельных субъектах РФ представлены в таблице.
Еще придется смириться с отсутствием практики на местах, недостаточным профессионализмом местных кадров. И не всегда потом люди добрым словом отзовутся о губернаторском вспоможении, им виднее результат работы местной власти.
А участие Всемирного банка ограничивается техническим сопровождением ППМИ, но никак не софинансированием, несмотря на многообещающее название глобального финансового учреждения. Оно заключается:
-
в консультировании;
-
обучении;
-
мониторинге и анализе результатов;
-
распространении результатов;
-
информационном освещении.
Так, специалисты извне помогают разработать нормативно-правовую базу, организовать обучение местных кадров, подготовить отчетную документацию после реализации проекта, разработать информационную систему услуг (ИСУ) ППМИ в регионе. По свидетельству Всемирного банка, его эксперты приняли участие в проведении 1082 собраний жителей в 2014 г. на территории России, оказали консультационную помощь инициативным россиянам в 366 муниципальных образованиях, содействовали подготовке 332 отчетов о реализованных микропроектах с выездом в поселения.
В основе ППМИ можно выделить четыре основных принципа:
1) концентрация практической работы на самом низовом территориальном уровне — в селах, деревнях, улусах, аулах, кишлаках и в городских микрорайонах;
2) фокус на развитии социальной инфраструктуры и повышении качества социальных услуг;
3) непосредственное вовлечение населения в определение проблемы и решение этой проблемы;
4) развитие потенциала местных сообществ и органов местного самоуправления за счет обучающих и информационных мероприятий.
Но главное — готовность местных сообществ разделить с местной властью ответственность за решение той или иной проблемы в муниципалитете. Под лежачий камень вода не течет.
Характеристика уровня софинансирования микропроектов инициативного населения в разных регионах России
Субъект РФ |
Тип муниципального образования |
Максимальное число заявок на конкурс от одного органа местного самоуправления |
Размер субсидии |
Условия софинансирования |
|
---|---|---|---|---|---|
Республика Башкортостан |
Поселение |
До 2 заявок |
Общая сумма заявок – до 1,5 млн руб. |
Не менее 5% средств из бюджета поселения и не менее 1% от населения |
|
Республика Северная Осетия — Алания |
Поселение |
1 заявка |
До 0,7 млн руб. на 1 заявку |
Не менее 5% средств из бюджета поселения и не менее 5% от населения |
|
Ставропольский край |
Поселение |
1 заявка |
До 2 млн руб. на 1 заявку |
Определяется уровнем бюджетной обеспеченности по каждому поселению |
|
Кировская область
|
Поселение |
До 4 заявок |
1 заявка – до 1,5 млн руб. или до 3 заявок до 0,5 млн руб. каждая. |
Не менее 5% средств из бюджета поселения |
|
Муниципальный район |
До 3 заявок |
Общая сумма заявок до 1 млн руб. |
Не менее 5% средств из бюджета муниципального района |
||
Городской округ |
Неограничено (1 заявка от целевой группы) |
До 3 млн руб. на 1 заявку |
Не менее 10% средств из бюджета городского округа |
||
Нижегородская область |
Поселение, городской округ |
До 4 заявок от каждого муниципального образования |
Общая сумма заявок до 2 млн руб. |
Не менее 20% средств из местного бюджета и не менее 5% от населения |
|
Тверская область |
Поселение |
1 заявка |
До 0,7 млн руб. на 1 заявку |
Не менее 10% средств из бюджета поселения и не менее 5% от населения |
|
ИСТОЧНИК: Всемирный банк |
Комментарий
Никита Белых, губернатор Кировской области
Это действительно один из наших самых масштабных и программных проектов. Суть в том, что мы одновременно и решаем какие-то вопросы местного значения, конкретные проблемы, и поднимаем сознательность граждан.