Поправки в ГК РФ и ряд других законов определяют статус ТСЖ и территориальных подразделений общественных организаций и ассоциаций (союзов), устанавливают порядок входа и выхода учредителей из НКО, а также дополняют ряд специальных законов нормами о том, что теперь эти законы определяют особенности правового положения соответствующих некоммерческих организаций.
С 31 января 2016 г. вступил в силу Федеральный закон от 31.01.2016 № 7-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 7-ФЗ), который вносит ряд поправок, разъясняющих отдельные нюансы правового статуса некоторых категорий некоммерческих юридических лиц.
Во-первых, Закон № 7-ФЗ дает новое определение товариществу собственников жилья. Если в прежней редакции ст. 291 ГК РФ речь шла только о собственниках квартир в многоквартирном доме, то в соответствии с новой редакцией этой статьи ТСЖ могут организовать не только собственники квартир в одном многоквартирном доме, но и в нескольких многоквартирных домах, а также собственники нескольких отдельных жилых домов. Кроме того, в ч. 2 ст. 135 ЖК РФ появилось дополнение, касающееся обязательных требований к содержанию устава ТСЖ. Устав должен содержать сведения о наименовании ТСЖ, месте нахождения, предмете и целях его деятельности, порядке возникновения и прекращения членства в товариществе собственников жилья, составе и компетенции органов управления товарищества и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, составе и компетенции ревизионной комиссии (компетенции ревизора) товарищества, а также иные сведения.
Во-вторых, Закон № 7-ФЗ определил статус территориальных подразделений общественных организаций и ассоциаций (союзов). В Федеральном законе от 12.01.96 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон о НКО) появилась ст. 5.1, согласно которой территориальные подразделения общественных организаций и ассоциаций (союзов) являются юридическими лицами, выполняющими функции общественных организаций и ассоциаций (союзов) на соответствующей территории, а их деятельность регулируется их собственными уставами в соответствии с положениями о территориальных подразделениях, принятыми общественной организацией и ассоциацией (союзом).
Есть и другие уточнения. В частности, в Законе о НКО появились нормы, регулирующие порядок входа и выхода из состава учредителей НКО. Так, если иное не предусмотрено законом, учредители вправе выйти из НКО в любое время без согласия остальных учредителей или участников, направив сведения о своем выходе в регистрирующий орган. Права и обязанности учредителя НКО в случае его выхода из состава учредителей прекращаются со дня внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ. Одновременно с уведомлением регистрирующего органа учредитель должен уведомить о своем выходе и саму некоммерческую организацию. Войти в состав участников НКО можно с согласия других ее участников (п. 3, 4 ст. 15 Закона о НКО). Необходимые поправки внесены также и в Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» — в нем появился п. 2.2 ст. 17, согласно которому для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений об учредителях некоммерческих организаций, лицо, выходящее из состава учредителей таких юридических лиц, должно представить в регистрирующий орган заявление о внесении в ЕГРЮЛ соответствующих изменений.
Как указывалось в пояснительной записке к проекту Закона № 7-ФЗ, в связи с вступлением в силу с 1 сентября 2014 г. новых правил ГК РФ о положении юридических лиц (в частности, в связи с установлением закрытого перечня видов НКО) на практике возникали вопросы с применением отдельных правил специальных законов о статусе некоторых юридических лиц отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также юридических лиц, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах.
Например, возникали вопросы со статусом ТСЖ, которое в соответствии с новыми правилами ст. 50 ГК РФ относится к товариществу собственников недвижимости. И хотя новеллы ГК РФ не предполагали запрета на создание ТСЖ, регистрирующие органы отказывали в регистрации таких юридических лиц. Закон № 7-ФЗ внес необходимые изменения в целый ряд федеральных законов с тем, чтобы устранить все вопросы и разночтения, возникшие из-за изменений в ГК РФ. В частности, ряд специальных законов, регулирующих деятельность отдельных видов НКО, был дополнен нормами о том, что эти законы определяют особенности правового положения соответствующих НКО.