Сверка расчетов с налоговыми органами и внебюджетными фондами — процесс малоприятный, но необходимый, так как позволяет выяснить, есть ли у компании долги перед казной. Сверка требуется перед сдачей бухгалтерской отчетности. Кроме того, сведения о расчетах необходимы в ситуациях, когда организация участвует в тендерах или же получает лицензии, кредиты, банковские гарантии. Рассмотрим процедуру сверки и ситуации, когда ее результаты помогают в спорах с проверяющими.
Сверка налогов
Налогоплательщики имеют право на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам (сборам, пеням и штрафам) и на получение соответствующего акта (подп. 5.1 ст. п. 1 ст. 21 НК РФ). Соответственно, налоговые органы обязаны по заявлению налогоплательщика осуществлять совместную сверку расчетов с бюджетом, результаты которой оформляются актом (подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ). При этом порядок проведения сверки, формы и формат акта утверждаются налоговой службой.
Порядок проведения сверки расчетов установлен в п. 3 Регламента работы с налогоплательщиками, утвержденного приказом ФНС России от 09.09.2005 № САЭ‑3-01/444@ (далее — Регламент).
Чья инициатива?
Из указанных выше норм Кодекса следует, что инициировать сверку расчетов может только налогоплательщик. Но это не так. В пункте 3 Регламента предусмотрено три случая, когда сверка проводится в обязательном порядке без заявления налогоплательщика:
-
если налогоплательщик является крупнейшим (в этом случае сверка проводится ежеквартально);
-
при процедуре снятия плательщика с учета при переходе из одной налоговой инспекции в другую;
-
при реорганизации (ликвидации) компании.
Также налоговый орган может предложить провести сверку при наличии переплаты или при рассмотрении заявления о зачете (возврате) налогов (п. 7 ст. 45 и п. 3 ст. 78 НК РФ).
Если инициатором сверки расчетов выступает налогоплательщик, он должен подать заявление в налоговый орган. Сделать это можно лично, по почте, через электронный кабинет налогоплательщика или по телекоммуникационным каналам связи. В первых двух случаях заявление пишут в свободной форме. Но обязательно нужно указать:
-
код инспекции;
-
реквизиты организации (наименование, ИНН, КПП, адрес местонахождения);
-
наименования налогов (КБК, ОКТМО) и периоды, по которым необходима сверка;
-
контактное лицо и его телефон.
Форма электронного запроса утверждена приказом ФНС России от 13.06.2013 № ММВ‑7-6/196@.
При проведении сверки по инициативе инспекции из-за переезда компании из одного налогового органа в другой или при реорганизации (ликвидации) фирмы инспектор должен сам пригласить налогоплательщика на сверку:
-
после получения служебной записки о снятии плательщика с учета (при смене инспекции);
-
после получения сообщения от компании о ликвидации или реорганизации. Напомним, что уведомление о начале процедуры реорганизации или ликвидации необходимо направить в регистрирующий орган в течение трех рабочих дней после даты принятия соответствующего решения (п. 1 ст. 13.1, п. 1 ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», письмо ФНС России от 28.09.2015 № 14-1-03/0063).
Приглашение имеет форму уведомления (приложение 3 Регламента). Его направляют почтой. В нем указывают дату проведения сверки расчетов и перечисляют документы, которые необходимы для проведения сверки расчетов.
Полагаем, что форма уведомления должна использоваться и в иных случаях, когда сверка осуществляется по инициативе налогового органа. Ведь такое мероприятие — процесс двухсторонний, и без участия налогоплательщика он невозможен.
Оформление акта и сроки сверки
Вне зависимости от того, кто инициировал сверку, ее результаты оформляют актом, который подписывают обе стороны. Бумажная форма акта утверждена приказом ФНС России от 20.08.2007 № ММ‑3-25/494@. Передать акт инспекция согласно подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ может:
-
лично в руки плательщику (или его представителю);
-
по почте;
-
через личный кабинет налогоплательщика;
-
по телекоммуникационным каналам связи.
Электронный формат акта для передачи по телекоммуникационным каналам связи утвержден приказом ФНС России от 04.10.2010 № ММВ‑7-6/476@. Важно, что в этом случае акт считается принятым плательщиком, если от него поступило соответствующее извещение о получении электронного документа. При этом датой принятия акта считается дата, указанная в этом извещении. Обратите внимание, что, направив запрос на сверку по телекоммуникационным каналам связи, акт вы также получите в электронном виде.
Обычно акт составляется в двух экземплярах, один из которых остается у налогоплательщика, а второй возвращается в инспекцию. Акт заверяется подписью налогоплательщика и инспектора.
Если поводом для проведения сверки расчетов послужил переезд налогоплательщика на новое место, то в этом случае акт составляется в трех экземплярах. Один экземпляр остается у компании, второй подшивают в учетное дело, которое передают по новому месту учета, а третий остается в налоговом органе.
И еще один важный момент оформления сверки расчетов: если уведомление налоговых органов с приглашением на сверку не найдет адресата, то есть вернется в инспекцию с пометкой «адресат не найден по данному адресу», акт сверки инспектор подпишет в одностороннем порядке (п. 3.3.2 Регламента). Это значит, что данные акта будут совпадать со сведениями, которые указаны в карточке расчетов с бюджетом. И заявить о расхождениях при их наличии уже не получится. Впоследствии это может сыграть негативную роль в суде в споре о переплате или недоимке.
Срок проведения сверки, формирования и оформления акта сверки расчетов налогоплательщика при отсутствии расхождений данных налогового органа и налогоплательщика не должен превышать десять рабочих дней. При наличии расхождений данных налогового органа и налогоплательщика срок сверки увеличивается до 15 дней (п. 3.1.2 Регламента). Однако, как показывает практика, на деле это мероприятие занимает гораздо больше времени. Никаких санкций за нарушение Регламента для инспекции в Налоговом кодексе нет. Поэтому заложите на процедуру минимум месяц.
Сверка выявила расхождения
В ситуации, когда данные плательщика не совпадают со сведениями инспекции, последняя будет изучать первичные документы, предоставленные налогоплательщиком на сверку (п. 3.1.4 Регламента). Если выяснится, что ошибки допущены по вине налоговиков, инспекторы должны их исправить в течение пяти рабочих дней (п. 3.1.5 Регламента). Далее в течение трех рабочих дней инспекция подготовит акт сверки с учетом изменений, внесенных в ее данные (п. 3.1.6 Регламента).
Если же расхождения появились по вине налогоплательщика, то налоговый орган направит ему уведомление (приложение 2 Регламента). В нем будет указано наименование налога, КБК и описана ошибка. Ошибку можно исправить двумя способами:
-
представить уточненную декларацию;
-
подать заявление об уточнении платежа.
Порядок и случаи представления уточненки прописаны в ст. 81 НК РФ. Заявление об уточнении платежа поможет, только если ошибка в платежном поручении не привела к неперечислению налога в бюджет. То есть если некорректно были указаны основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика (п. 7 ст. 45 НК РФ). Обратите внимание: пени, начисленные из-за такой ошибки, после ее исправления налоговый орган обязан сторнировать (абз. 5 п. 7 ст. 45 НК РФ).
Отметим, что когда от инспекции приходит акт сверки, с которым плательщик не согласен, то обжаловать его в суде смысла нет. Суды не расценивают отражение в акте сведений из базы налоговиков как нарушение прав организации (постановление ФАС Московского округа от 15.05.2013 № А41-33253/12). Они считают, что сами по себе данные карточек лицевых счетов не являются доказательствами наличия либо отсутствия у налогоплательщика задолженности. Лицевой счет, который есть в инспекции, — это форма внутреннего контроля. Он формируется и ведется на основании данных, которые были представлены налогоплательщиком либо выявлены налоговым органом. Сведения о задолженности в документе внутриведомственного учета сами по себе не могут устанавливать обязанности по уплате налога или быть основанием для взыскания платежей, а следовательно, не влекут за собой негативных последствий для налогоплательщика (Определение Верховного суда РФ от 23.01.2015 № 304-КГ14-6921).
Сверка с фондами
Органы контроля за уплатой страховых взносов (ПФР и ФСС России) так же, как и налоговики, обязаны осуществлять по заявлению плательщика совместную сверку сумм уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов (подп. 8 ч. 3 ст. 29 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», далее — Закон № 212-ФЗ). Например, акт сверки по взносам будет необходим компании, если она претендует на рассрочку, отсрочку платежа (подп. 1 ч. 1 ст. 18.4 Закона № 212-ФЗ).
Форма заявления о проведении сверки не утверждена, поэтому его подают в произвольной форме.
Сами контролеры также могут предложить провести сверку. Обычно эта процедура инициируется органами контроля в рамках уточнения платежа либо при обнаружении переплаты (ч. 9 ст. 19, ч. 4 ст. 26 Закона № 212-ФЗ). По результатам сверки компания может подать заявление об уточнении платежа либо о зачете (возврате) переплаты.
Сверка с фондами также заканчивается оформлением акта. Обратите внимание: Пенсионный фонд и ФСС России оформляют их по разным формам (утверждены постановлениями Правления ПФР от 22.12.2015 № 511п и № 512п, приказом ФСС России от 17.02.2015 № 49). Отметим, что порядок вручения компании акта сверки Законом № 212-ФЗ в отличие от налогового законодательства не определен. Исходя из формы актов, есть два способа — лично либо по почте.
В электронный документооборот акт не включен. Специальных сроков на его оформление также не прописано в Законе № 212-ФЗ, а регламент по сверке с органами контроля отсутствует.
Три ситуации, когда сверка поможет в споре
Проведение сверки может стать весомым аргументом в споре с налоговиками. Существует множество примеров из практики, когда суды отказывали организации в возврате переплаты по той причине, что компания не осуществила сверку расчетов с налоговым органом. Например, в постановлении ФАС Уральского округа от 29.04.2013 № Ф09-3830/13 суд сослался на недоказанность переплаты налога. Приведем примеры, когда наличие акта сверки поможет выиграть судебное разбирательство.
Ситуация первая: в результате сверки расчетов выявлена переплата, которая не отражена в карточке расчетов с бюджетом.
Акт совместной сверки является одним из оснований для возврата (зачета) плательщику излишне уплаченных налогов. На это указал суд Западно-Сибирского округа в постановлении ФАС от 14.09.2012 № А46-20/2012. В данном деле общество после сверки обратилось с заявлением о зачете налогов, но инспекция отказала, так как по карточке лицевого счета никаких лишних сумм за фирмой не числилось. Однако, по мнению суда, ссылка инспекции на выписку по карточке лицевого счета не доказывает отсутствие переплаты. Поскольку такие выписки «носят односторонний характер, являются внутренними документами налогового органа и в отсутствие иных документов, подтверждающих недоимку, не отражают объективного состояния расчетов с бюджетом».
Ситуация вторая: по результатам сверки выявлена переплата, с момента возникновения которой прошло более трех лет.
Заявление в инспекцию о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня ее уплаты (п. 7 ст. 78 НК РФ). При этом плательщик может обратиться непосредственно в суд с иском о возврате переплаты в течение трех лет с момента, когда он узнал или должен был узнать о ее наличии (п. 3 ст. 79 НК РФ). Как отмечено в постановлении Президиума ВАС РФ от 13.04.2010 № 17372/09, этот момент нужно определять с учетом оценки совокупности всех обстоятельств, имеющих значение для дела.
В частности, суды должны проанализировать причины, по которым плательщик допустил переплату налога. Понять, была ли у него возможность правильно исчислить налог, а также выяснить другие обстоятельства, которые могут быть учтены в качестве достаточных для признания срока на возврат налога непропущенным. Таким обстоятельством может служить акт взаимной сверки расчетов. Тогда именно с его даты следует исчислять трехлетний срок на обращение в суд за защитой своего нарушенного права.
Эта позиция с успехом применяется арбитражными судами (постановления ФАС Центрального округа от 11.07.2013 № А48-1772/2012, Московского округа от 29.07.2013 № А40-105774/12-20-553). Отметим, что к ней прислушалась и налоговая служба. Письмо ФНС России от 12.08.2011 № СА‑4-7/13193@, направленное для использования в работе нижестоящим налоговым органам, содержит ссылку на указанное постановление ВАС РФ.
Обратите внимание: доказать, что о переплате плательщик узнал из акта сверки, удается не всегда. О том, что фирме и до сверки было о ней известно, могут сказать:
-
данные деклараций по НДС с суммами налога к возмещению (Определение ВАС РФ от 01.10.2012 № ВАС‑12065/12);
-
сведения уточненных деклараций, поданных из-за неправильного первоначального исчисления налога в результате ошибок в ведении учета (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10.06.2013 № А81-3423/2012);
-
заявления о зачете переплаты (постановление АС Московского округа от 24.09.2014 № Ф05-10387/14);
-
ранее проведенные сверки по филиалам (Определение ВС РФ от 10.11.2014 № 306-КГ14-3441);
-
уклонение от сверки по предложению инспекции (постановление АС Северо-Западного округа от 16.12.2014 № А56-13242/2014).
Наличие акта сверки расчетов может помочь выиграть спор о подтверждении переплаты и по страховым взносам. Закон № 212-ФЗ содержит положения, аналогичные существующим НК РФ о сроке подачи заявления и возврате переплаты. Возврат возможен:
-
органом контроля, если заявление плательщик подал в пределах трехлетнего срока с даты ее уплаты (ч. 14 ст. 26 Закона № 212-ФЗ);
-
судом, если будет установлено, что с момента, когда плательщик о ней узнал, прошло менее трех лет (ч. 6 ст. 27 Закона № 212-ФЗ).
Есть примеры из арбитражной практики, которые подтверждают, что исчислять трехлетний срок на обращение с заявлением в суд следует с даты акта сверки. К такому выводу пришел суд в постановлении АС Северо-Западного округа от 04.09.2014 № Ф07-6035/2014.
Интересен тот факт, что свои рассуждения в названном судебном решении суды строили, отталкиваясь от правовой позиции, содержащейся в вышеуказанном постановлении Президиума ВАС РФ, а оно касается налоговых споров. Кассационный суд указал, что для определения размера реальных сумм, подлежащих возврату, установлен механизм проведения совместной сверки расчетов, по результатам которой оформляется акт. Такая обязанность установлена не только в налоговом законодательстве, но и в Законе № 212-ФЗ. Наличие переплаты по страховым взносам установлено на основании акта совместной сверки расчетов. Поэтому именно с указанной даты следует исчислять трехлетний срок на обращение с заявлением в арбитражный суд. При этом суд отклонил довод Фонда о том, что заявление на возврат переплаты по страховым взносам должно быть подано не позднее трех лет с момента их уплаты.
Ситуация третья: если компания не уверена в отсутствии задолженности (недоимки), то перед тем, как начать участвовать в тендере или же обратиться за получением лицензии либо кредита, лучше сверить расчеты с налоговиками.
Так, лицензирующий орган обращается в налоговую инспекцию за соответствующей информацией. И если долги у компании есть, в выдаче лицензии будет отказано. А госпошлина возврату не подлежит. Оспаривать же действия лицензирующего органа и инспекции в данном случае бесполезно (постановление АС Уральского округа от 02.11.2015 № Ф09-6759/15).
ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 03.07.2013 № А56-28890/2012 указал, что налогоплательщик вправе обратиться за сверкой и при необходимости вполне может реализовать это право, чтобы устранить возможные препятствия для получения лицензии. В этом же деле суд пояснил налогоплательщику, что если инспекция направляла предложение о проведении сверки, но компания не отреагировала, то сведения инспекции считаются верными.