Постановление АС Северо-Западного округа от 29.01.2016 № А56-69499/2013
Приобретение товара с истекшим сроком годности свидетельствует о фиктивности сделки, а заявление к вычету НДС по таким товарам направлено на получение необоснованной налоговой выгоды.
Компания в III квартале 2012 г. закупила у контрагентов картриджи и расходные материалы к ним. По итогам выездной проверки налоговая инспекция отказала в вычете НДС по данной операции, посчитав, что сделка носит формальный характер и направлена на незаконное возмещение НДС из бюджета.
Суды согласились с налоговиками. В ходе судебного разбирательства было установлено, что срок службы закупленных картриджей согласно официальной информации их производителей составляет три года с момента их производства. Из указанных в счетах-фактурах ГТД следует, что картриджи были ввезены на территорию РФ в 2003, 2004, 2010 г. Таким образом, компания в III квартале 2012 г. приобрела товар с истекающим или полностью истекшим сроком годности, что говорит об отсутствии в ее действиях разумных экономических причин, свидетельствующих о намерении получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
Постановление АС Поволжского округа от 26.01.2016 № А57-12212/2015
Снижение деловой активности компании на фоне ее реорганизации и смены руководящего состава не свидетельствует о невозможности исполнения решения, принятого по результатам налоговой проверки, и не может служить основанием для принятия обеспечительных мер в виде приостановления операций по счетам.
По результатам выездной налоговой проверки компании был доначислен НДС. Полагая, что могут возникнуть проблемы с уплатой доначисленных сумм налога, руководителем налоговой инспекции в соответствии с п. 10 ст. 101 НК РФ было принято решение о приостановлении операций по счетам компании. Поводом для таких сомнений послужили проведение компанией реорганизации в форме преобразования, смена генерального директора, создание новых фирм, занимающихся такой же деятельностью, что и компания, существенное снижение финансово-хозяйственной деятельности и коммерческой активности, снижение сумм налога, исчисленных к уплате в бюджет, превышение кредиторской задолженности над дебиторской задолженностью.
Компания обратилась в суд. Суд отметил, что вышеуказанные обстоятельства не свидетельствуют о затруднительности или невозможности исполнения решения, принятого по результатам выездной проверки, и о том, что заявитель свои активы переводит на вновь созданные юридические лица, либо выводит иным образом. А само по себе снижение финансово-хозяйственной деятельности и коммерческой активности общества не может являться основанием для принятия налоговым органом обеспечительных мер.
Постановление АС Волго-Вятского округа от 30.11.2015 № А11-3787/2014
Регистры бухгалтерского учета и акты сверки, подписанные одной стороной, при отсутствии иных первичных документов, подтверждающих возникновение дебиторской задолженности, не могут служить основанием для признания такой задолженности безнадежной.
Компания для целей исчисления налога на прибыль списала дебиторскую задолженность, по которой были утеряны документы, в состав безнадежных долгов. Списание осуществлялось на основании бухгалтерской справки. Налоговая инспекция отказала во включении такой задолженности в состав внереализационных расходов. Компания обратилась в суд.
Суд указал, что в силу правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 24.07.2012 № 3546/12, на налогоплательщика возложена обязанность по доказыванию правомерности и обоснованности понесенного убытка, а его списание возможно только при наличии первичных документов, подтверждающих факт и размер понесенных расходов. Данная правовая позиция подлежит применению и при рассмотрении вопроса о порядке отнесения к убыткам сумм безнадежных долгов, по которым, в частности, истек срок исковой давности.
В рассматриваемой ситуации наличие и основания возникновения спорной задолженности документально не подтверждены налогоплательщиком. Регистры бухгалтерского учета и акты сверки, подписанные одной стороной в отсутствие первичных документов, не являются доказательствами безнадежности списанных налогоплательщиком долгов.