В ходе проверки специалисты ФСС России решили, что заключенные компанией с физическими лицами договоры подряда на деле являются трудовыми договорами и доначислили взносы. Суд в постановлении АС Волго-Вятского округа от 25.12.2015 № А79-9190/2014 занял сторону проверяющих.
Претензии проверяющих
Организация заключила с физическими лицами ряд гражданско-правовых договоров. Их предметами являлись:
-
выполнение организационно-методических работ по охране труда в течение года;
-
оказание услуг по обеспечению пропускного режима;
-
выполнение исследовательских и опытно-конструкторских работ;
-
оказание услуг и выполнение работ по обеспечению ежемесячной сверки расчетов, по оценке состояния деятельности, связанной с учетом затрат на качество;
-
аудит сервисных центров;
-
выполнение организационно-методических работ по направлению роботизации;
-
консультационно-справочное обслуживание;
-
выполнение организационно-методических работ по вопросам внутреннего ценообразования.
Согласно подп. 2 ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ) в базу для начисления страховых взносов, подлежащих уплате в ФСС России, не включаются любые вознаграждения физическим лицам по договорам гражданско-правового характера. Воспользовавшись этой нормой, компания не облагала выплаты по вышеперечисленным договорам страховыми взносами на социальное страхование.
Ревизоры из территориального отделения ФСС России в ходе проверки обнаружили, что договорами была установлена ежемесячная и твердо установленная оплата, размер которой не зависел от объема и качества выполненных работ и оказанных услуг, так как договоры и акты не содержат количественных и качественных характеристик выполняемых работ и оказанных услуг. Кроме того, договоры предусматривали обязанность заказчика создать исполнителям необходимые условия для оказания услуг и выполнения работ. Также проверяющие установили, что в бухгалтерском учете расчеты с исполнителями отражались через счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».
В результате контролеры переквалифицировали спорные гражданско-правовые договоры в трудовые и доначислили страховые взносы. Ведь выплаты физическим лицам в рамках трудовых отношений облагаются страховыми взносами (ч. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ).
Поражение в суде
Компания с таким решением не согласилась и обратилась в суд. По ее мнению, заключенные с физическими лицами договоры являются гражданско-правовыми и не соответствуют условиям трудового договора. Организация указала, что длительный срок действия договоров, при отсутствии совокупности иных обстоятельств, не свидетельствует о наличии между сторонами трудовых правоотношений, а сумма вознаграждения по договорам не является заработной платой, а зависит от объема и качества оказанной услуги. Что касается включения в договор условия о создании заказчиком необходимых условий для выполнения работ, то это не свидетельствует о создании для исполнителей рабочих мест.
Также компания обратила внимание суда на то, что в силу ст. 19.1 Трудового кодекса признание отношений, возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями может осуществляться исключительно судом, а не Фондом.
Однако суды всех трех инстанций не согласились с доводами организации и в удовлетворении заявленных требований отказали, признав, что спорные договоры по своей сути являются трудовыми. Приведем аргументацию судов.
Согласно ст. 15 ТК РФ трудовыми являются отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции, а также подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и (или) внутренними документами работодателя, коллективными и (или) трудовыми договорами. Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора (ст. 16 ТК РФ).
Понятие трудового договора приведено в ст. 56 ТК РФ. Это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Что касается договора подряда, то в рамках этих отношений одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (ст. 702 ГК РФ). Это положение применяется и к договору возмездного оказания услуг (ст. 783 ГК РФ).
Изучив материалы дела, суды пришли к выводу, что предметом заключенных организацией с физическими лицами гражданско-правовых договоров является определенная трудовая функция, связанная с деятельностью организации, а не результат определенной работы. Поэтому такие договоры по своей правовой природе являются трудовыми договорами, а выплаты по ним представляли собой скрытую форму оплаты труда. Следовательно, решение Фонда о доначислении страховых взносов правомерно.
Суды отклонили довод организации о неверном толковании Фондом ст. 19.1 ТК РФ, согласно которой переквалификация гражданско-правовых отношений в трудовые может осуществляться либо заказчиком на основании заявления исполнителя, либо судом. Вот что в этой части указали суды.
При осуществлении контроля за правильным исчислением и уплатой страховых взносов страховщик наделен правом проверять документы по учету и перечислению страховых взносов (ст. 11 Федерального закона от 16.07.99 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»). ФСС России имеет право проводить проверки правильности начисления и уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование, требовать и получать от страхователей необходимые документы и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверок, запрашивать у страхователей документы, связанные с начислением и уплатой страховых взносов (ч. 1 ст. 4.2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»).
Таким образом, само по себе право проводить проверки правильности начисления и уплаты страховых взносов подразумевает право на оценку представляемых страхователем документов, в том числе договоров.
Стоит ли спорить?
Как показывает анализ арбитражной практики, если гражданско-правовым договором с физическим лицом предусмотрены периодические (ежемесячные) выплаты или же определена конкретная трудовая функция, то вступать в споры с проверяющими не стоит. В итоге суды признают такие отношения трудовыми (см., например, постановления АС Восточно-Сибирского округа от 25.09.2014 № А33-20128/2013, ФАС Западно-Сибирского округа от 21.09.2012 № А03-19276/2011, Волго-Вятского округа от 25.05.2009 № А29-7237/2008).
Так, в постановлении ФАС Дальневосточного округа от 22.05.2013 № А24-3606/2012 указано, что согласно ст. 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом. Следовательно, само по себе наименование договора не может служить достаточным основанием для причисления его к трудовым или гражданско-правовым договорам, основное значение имеет смысл договора, его содержание.
Основными признаками, позволяющими разграничить трудовой договор от гражданско-правового договора оказания услуг, являются:
-
выполнение работы личным трудом и включение работника в производственную деятельность предприятия;
-
подчинение работника внутреннему трудовому распорядку;
-
выполнение работ определенного рода (трудовой функции), а не разового задания;
-
гарантии социальной защищенности.
Если спорные гражданско-правовые договоры являются длящимися, выплаты по ним происходят с постоянной периодичностью, в них отсутствует индивидуально-определенное задание в конкретном объеме, а также у компании имеется постоянная потребность в названных работах, то такие договоры признаются трудовыми.