Учетная политика для целей налогообложения — 2016: особенности формирования

| статьи | печать

Обязанность налогоплательщиков разрабатывать и утверждать учетную политику для целей налогообложения (в отличие от учетной политики для целей бухгалтерского учета) на уровне законодательного акта (НК РФ) прямо не установлена. Однако отдельные главы (прежде всего главы 21 и 25 НК РФ) содержат отсылки к учетной политике налогоплательщика. Кроме того, целесообразность и необходимость разработки учетной политики для целей налогообложения возникают в случае возможности выбора из двух и более вариантов способов и методов налогового учета.

Учетная политика для целей налогообложения является обязательным элементом документооборота для всех экономических субъектов, зарегистрированных в качестве налогоплательщиков.

Определение, общие правила, порядок внесения изменений

Определение учетной политики для целей налогообложения содержится в п. 2 ст. 11 части первой НК РФ. При этом налоговое законодательство определяет учетную политика для целей налогообложения, как выбранную налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

В соответствии с п. 12 ст. 167 НК РФ учетная политика для целей налогообложения (НДС) применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации. Данную норму, по нашему мнению, следует распространить и на те разделы учетной политики налогоплательщика, которые регулируют и детализируют ведение налогового учета по другим налогам, уплачиваемым организацией.

Таким образом, уточнение положений и отдельных элементов учетной политики в общем случае должно быть проведено перед началом очередного календарного года.

При этом могут быть изменены отдельные элементы учетной политики (за исключением тех, в отношении которых в НК РФ имеется оговорка о том, что они действуют в течение не менее двух лет), исходя из целесообразности дальнейшего использования. Такая целесообразность, как правило, оценивается с учетом вероятного изменения объемов деятельности налогоплательщика в очередном периоде (календарном году), оптимизации налогообложения, влияния соответствующего элемента на финансовые показатели деятельности экономического субъекта.

Кроме того, необходимость внесения изменений в учетную политику для целей налогообложения может быть обусловлена существенным изменением налогового законодательства, принятием новых законов и нормативных актов, которые прямо или косвенно влияют на деятельность налогоплательщика.

На практике нередко возникает ситуация, при которой внесение всех изменений в учетную политику для целей налогообложения до начала нового календарного года невозможно в силу того обстоятельства, что федеральные законы могут быть приняты в последних числах декабря отчетного года, а положения НК РФ допускают принятие законодательных актов, вносящих изменение в НК РФ и их опубликование и позже общего установленного срока (один месяц до начала очередного налогового периода) — при условии, что такие изменения улучшают положение налогоплательщика.

Таким образом, не может считаться нарушением внесение изменений в учетную политику для целей налогообложения до истечения первого отчетного периода (в случае, если в отношении какого-то налога установлены отчетные периоды) или срока уплаты первого налогового платежа в бюджет.

Структура

Налоговое законодательство не содержит указаний о структуре учетной политики для целей налогообложения. В то же время организация налогового учета предполагает существенную корректировку не только учетных схем, но и документооборота. Поэтому в учетной политике должны быть отражены как минимум два основных аспекта:

— организационный аспект (документооборот, сроки уплаты налога, сроки составления и представления налоговой отчетности, обязанности работников, ответственных за организацию и ведение налогового учета);

— методологический аспект (элементы, непосредственно влияющие на размер налоговых обязательств).

Ниже приводится краткий обзор основных изменений налогового законодательства, вступивших в силу с 1 января 2016 г., которые должны быть отражены в учетной политике для целей налогообложения. При этом не рассматриваются изменения, внесенные в главы НК РФ, регулирующие применение специальных налоговых режимов.

Налог на добавленную стоимость

Организациями, имеющими существенные объемы налоговых платежей, в учетной политике на 2016 г. (в части раскрытия организационных аспектов) может быть уточнен порядок возмещения налога — изменениями, внесенными в ст. 176.1 НК РФ Федеральным законом от 29.12.2015 № 397-ФЗ, фактически расширен перечень налогоплательщиков, имеющих право на заявительный порядок возмещения налога — стоимостный критерий (совокупная сумма четырех налогов за три предыдущих календарных года) понижен с 10 млрд до 7 млрд руб. Кроме того, право заявительного порядка распространено на налогоплательщиков — резидентов свободного порта Владивосток.

Организациям-экспортерам, подробно отразившим в учетной политике порядок организации документооборота, необходимо внести уточнения, связанные с внесением изменений в ст. 165 НК РФ (вновь введенный п. 19). Федеральным законом от 23.11.2015 № 323-ФЗ уточнено, что контракт, представляемый в налоговые органы для подтверждения права на применение нулевой ставки, может состоять как из одного документа, подписанного сторонами, так и из ряда документов, которые свидетельствуют о том, что участники достигли соглашения по всем существенным условиям сделки.

При уточнении методологических аспектов учетной политики в части НДС в определенной степени может быть полезной информация об уточнении формулировки подп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ, освобождающая от налогообложения реализацию очков, а также введение пониженной ставки налогообложения (10%) на 2016—2017 гг. в отношении услуг по перевозкам пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования в дальнем сообщении.

Кроме того, значительная часть изменений, внесенных в главу 21 НК РФ и вступивших в силу с 1 января 2016 г., регулирует особенности налогообложения клиринговых операций.

Акцизы

Организациям, являющимся плательщиками акцизов, необходимо иметь в виду очередное повышение ставок акцизов (Федеральный закон от 23.11.2015 № 323-ФЗ).

Кроме того, упомянутым Федеральным законом:

— уточнен состав критериев, которым должен соответствовать прямогонный бензин (подп. 10 п. 1 ст. 181 НК РФ);

— установлено, что вместо топливного печного бытового, вырабатываемого из дизельных фракций прямой перегонки, теперь объектом обложения акцизами являются все средние дистилляты (под которыми понимаются смеси углеводородов в жидком состоянии, соответствующие критериям по плотности и температуре перегонки), то есть состав подакцизных товаров (по данному основанию) фактически расширен. Состав операций, подпадающих под налогообложение по данному основанию, приведен во вновь введенных подп. 29—31 п. 1 ст. 182 НК РФ, порядок определения налоговой базы — во вновь введенных п. 11—13 ст. 187 НК РФ.

Налог на доходы физических лиц

Изменения, которые следует внести в организационные аспекты учетной политики, регулирующие порядок исчисления и уплаты НДФЛ организациями — налоговыми агентами, представляются наиболее объемными.

Большая часть изменений, внесенных Федеральным законом 02.05.2015 № 113-ФЗ (далее — Закон № 113-ФЗ), связана с введением новой формы налоговой отчетности — формы расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (6-НДФЛ).1

Напомним, что форма должна представляться ежеквартально всеми экономическими субъектами (налоговыми агентами), выплачивающими доходы как штатным работникам, так и лицам, не состоящим в штате организации (в частности, привлекаемым по договорам гражданско-правового характера).

Форма 6-НДФЛ представляется не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом, за год — не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Таким образом, налоговая отчетность по НДФЛ фактически становится ежеквартальной.

Форма 6-НДФЛ, порядок ее заполнения и представления расчета, а также формат представления формы 6-НДФЛ утверждены приказом ФНС от 14.10.2015 № ММВ-7-11/450@.

Напоминаем, что изменениями, внесенными в ст. 76 НК РФ налоговым органам предоставлено право приостановления операций налогового агента по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств в случае непредставления им расчета сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в налоговый орган в течение десяти дней по истечении установленного срока представления такого расчета. Принятое решение может быть отменено решением соответствующего налогового органа не позднее одного дня, следующего за днем представления этим налоговым агентом формы 6-НДФЛ.

Также Законом № 113-ФЗ введена ответственность за непредставление формы 6-НДФЛ — ст. 126 НК РФ дополнена п. 1.2, в соответствии с которым налоговый агент, не представивший указанный расчет, может быть привлечен к ответственности в виде штрафа в размере 1000 руб. за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления.

Кроме того, Законом № 113-ФЗ НК РФ дополнен новой ст. 126.1 НК РФ, предусматривающей ответственность налогового агента за представление налоговым агентом налоговому органу документов, содержащих недостоверные сведения — 500 руб. за каждый представленный документ, содержащий недостоверные сведения. При этом п. 2 новой статьи специально оговорено, что в случае, если налоговым агентом ошибки были выявлены самостоятельно, а налоговому органу своевременно представлены уточненные документы, налоговый агент от ответственности освобождается.

Указанные изменения, по нашему мнению, должны повлечь за собой уточнение должностных обязанностей работников, ответственных за формирование соответствующих учетных регистров, составление и представление налоговой отчетности по НДФЛ, а также уточнение графика документооборота, перечня и сроков представления налоговой отчетности (если таковые приводятся в учетной политике для целей налогообложения или в приложении к ней).

Для организационных аспектов учетной политики (в части НДФЛ) существенный интерес могут также представлять следующие изменения и дополнения.

Изменениями, внесенными в п. 1 ст. 223 НК РФ Законом № 113-ФЗ, расширен перечень видов доходов налогоплательщиков, в отношении которых отдельно определена дата получения.

В частности, установлено, что датой фактического получения дохода по подотчетным суммам, выданным командированным работникам, признается последний день месяца, в котором утвержден авансовый отчет после возвращения работника из командировки. Например, если работник вернулся из командировки 29 января (в пятницу), а авансовый отчет утвержден 1 февраля (в понедельник), то датой получения доходов (которые могут подпасть под налогообложение) является 29 февраля.

Кроме того, установлены даты фактического получения доходов для случаев зачета встречных однородных требований (между налоговым агентом и налогоплательщиком), дата списания в установленном порядке безнадежного долга с баланса организации, при получении дохода в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах при получении заемных (кредитных) средств.2

Законом № 113-ФЗ также внесено несколько существенных изменений в ст. 226 НК РФ, регулирующую особенности исчисления, а также порядок и сроки уплаты налога налоговыми агентами:

— в соответствии с измененной редакцией абз. 2 п. 4 ст. 226 НК РФ при выплате налогоплательщику дохода в натуральной форме или получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды удержание исчисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых доходов, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику в денежной форме. Предельный размер удержания — 50% суммы выплачиваемого дохода в денежной форме фактически сохранен;

— изменениями, внесенными в п. 5 ст. 226 НК РФ, изменен срок, в течение которого налоговый агент обязан сообщить в налоговый орган о невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога — теперь такое сообщение должно представляться в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (а не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, как это было ранее). При этом, кроме самого факта невозможности удержания налога и суммы налога, должны быть представлены данные о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога. Данное обстоятельство обуславливает необходимость внесения изменений в формы и регистры налогового учета, утверждаемые налоговым агентом в рамках утверждения учетной политики для целей налогообложения;

— новой редакцией п. 6 ст. 226 НК РФ фактически изменен (уточнен) срок перечисления удержанного налога. Если ранее в общем случае налоговые агенты были обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, то теперь налог должен перечисляться не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику налога. Из буквального прочтения измененной формы можно сделать вывод о том, что срок перечисления налога фактически может быть смещен на период выплаты заработной платы или других выплат. Кроме того, однозначно установлен срок уплаты налога, удержанного с сумм отпускных и пособий по временной нетрудоспособности — не позднее последнего дня месяца, в котором производились такие выплаты;

— в соответствии с изменениями, внесенными в п. 7 ст. 226 НК РФ, по месту нахождения обособленного подразделения должны уплачиваться не только суммы налога, удержанного с выплат, начисленных работникам подразделения, но и налог, исчисленный, исходя из сумм доходов, начисляемых и выплачиваемых по договорам гражданско-правового характера, заключаемым с физическими лицами обособленным подразделением.

Особенности представления налоговой отчетности организациями, имеющими обособленные учреждения, уточнены также Федеральным законом от 28.11.2015 № 327-ФЗ. Изменениями, внесенным в ст. 230 НК РФ, установлено, что отчетность по НДФЛ за работников обособленного подразделения должна представляться по месту учета такого подразделения.

С учетом сказанного имеет смысл внести изменения в учетную политику в части регулирования порядка предоставления работникам социальных налоговых вычетов на лечение и обучение. Федеральным законом от 06.04.2015 № 85-ФЗ в новой редакции изложен п. 2 ст. 219 НК РФ, которым налоговым агентам дано право предоставлять своим работникам некоторые социальные налоговые вычеты. При этом указано, что для предоставления вычета на лечение или обучение работник обязан предоставить письменное заявление и уведомление о подтверждении права получить социальные вычеты, выданное инспекцией. Форма уведомления утверждена приказом ФНС России от 27.10.2015 № ММВ-7-11/473@.

В части методологических аспектов учетной политики по НДФЛ следует учитывать увеличение до 350 000 руб. (с 280 000 руб.) предельного размера дохода налогоплательщика для получения стандартного налогового вычета на ребенка, а также увеличение налогового вычета на ребенка инвалида — до 12 000 руб. для родителей, усыновителей, жене и мужу родителей и до 6000 руб. для приемных родителей, опекунов, попечителей, жене и мужу приемного родителя. Оба изменения внесены в подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ Федеральным законом от 23.11.2015 № 317-ФЗ.

Кроме того, в главу 23 НК РФ внесен ряд изменений, регулирующих налогообложение операций с ценными бумагами, принадлежащими физическим лицам и операций по счетам в банках — уточнен порядок определения материальной выгоды, расширен перечень налоговых льгот (ст. 217 НК РФ), скорректированы обязанности налоговых агентов, выплачивающих доходы от обращения ценных бумаг и по счетам в кредитных организациях.

Налог на прибыль организаций

Организациям, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, включаемые в налоговую базу по налогу на прибыль, превышают 10 млн руб., при уточнении организационных аспектов учетной политики следует учитывать изменения, внесенные в ст. 286 НК РФ Федеральным законом от 08.06.2015 № 150-ФЗ. В соответствии с данными изменениями с 10 млн до 15 млн руб. (доходов от реализации) изменен стоимостный критерий, по которому организации обязаны уплачивать только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода. Таким образом, перечень налогоплательщиков, которые могу уплачивать указанные платежи, фактически расширен.

Аналогичным образом (с 1 млн до 5 млн руб. в месяц или с 3 млн до 15 млн руб. в квартал) увеличен критерий для уплаты авансовых платежей вновь созданными организациями.

Для методологических аспектов учетной политики существенными могут быть следующие изменения отдельных норм главы 25 НК РФ, которые действуют с 1 января 2016 г:

— Федеральным законом от 08.06.2015 № 150-ФЗ увеличен (с 40 000 до 100 000 руб. за единицу) стоимостный критерий отнесения объектов основных средств и нематериальных активов к амортизируемому имуществу. На практике это будет, в частности, означать, что активы, стоимостью до 100 000 руб. будут списываться на увеличение расходов (в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль) в составе материальных расходов. Данное обстоятельство существенно при организации и ведении налогового учета внеоборотных активов, материальных расходов и оценке стоимости незавершенного производства;

— вступают в силу изменения, внесенные в подп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ, в соответствии с которыми фактически расширен перечень расходов, связанных с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения. Указано, что в составе материальных расходов могут быть учтены платежи за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, загрязняющих веществ сточных вод в водные объекты, осуществляемые в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за размещение отходов производства и потребления в пределах установленных лимитов на их размещение. Корреспондирующие изменения внесены в ст. 270 НК РФ — по тем выбросам и сбросам, по которым устанавливаются лимиты, платежи за сверхлимитные сбросы и выбросы к налоговому учету не принимаются;

— перечень прочих расходов, которые могут приниматься к налоговому учету в уменьшение налоговой базы в соответствии с подп. 37 п. 1 ст. 264 НК РФ, теперь является исчерпывающим (исключены слова «и другие виды интеллектуальной собственности) и одновременно действие нормы подп. 37 распространено на платежи за пользование правами, возникающие из патентов на полезные модели;

— изменениями, внесенными в ст. 265 НК РФ Федеральным законом от 23.11.2015 № 322-ФЗ, уточнена норма, регулирующая налоговый учет в организациях, для которых расходы, связанные с деятельностью по предоставлению на систематической основе за плату во временное пользование и (или) временное владение и пользование свое имущество и (или) исключительные права, не являются внереализационными (считаются расходами, связанными с этой деятельностью). Указано, что данная норма действует в отношении деятельности по предоставлению за плату исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности;

— для организаций, оказывающих услуги дошкольного образования существенным является изменение, внесенное в ст. 284.1 НК РФ. Теперь право применения нулевой налоговой ставки по налогу на прибыль распространено на организации, осуществляющие образовательную деятельность по присмотру и уходу за детьми. Данная норма может быть реализована при соблюдении ряда установленных критериев (доли доходов от указанной деятельности в общей сумме доходов, численности персонала и т.д.).

Кроме того, в главу 25 НК РФ внесен ряд изменений и дополнений, регулирующий порядок определения интервала предельных значений процентов по долговым обязательства, возникшим из контролируемых сделок, порядок учета доходов и расходов клиринговыми операциями, а также учет доходов и расходов по операциям с ценными бумагами, драгоценными металлами и драгоценными камнями.

Налог на добычу полезных ископаемых

Изменения, внесенные в главу 26 НК РФ, при уточнении учетной политики для целей налогообложения на 2016 г. представляют интерес для организаций, специализирующихся на добыче нефти и газа.

Изменения коснулись, в частности, следующих элементов налогообложения:

Федеральным законом от 28.11.2015 № 325-ФЗ право применения нулевого коэффициента, характеризующего регион добычи и свойства нефти (до наступления соответствующих обстоятельств), распространено на участки недр, полностью или частично расположенные в Каспийском море;

Федеральным законом от 23.11.2015 № 319-ФЗ уточнен перечень объектов налогообложения, содержащийся в п. 2 ст. 337 НК РФ. Приведен перечень полупродуктов, содержащих драгоценные металлы, которые относятся к добытым полезным ископаемым;

— Федеральным законом от 28.11.2015 № 325-ФЗ внесено дополнение в п. 1 ст. 342.4 НК РФ. Введен коэффициент, характеризующий экспортную доходность единицы условного топлива, применяемый при расчете базового значения единицы условного топлива. Дополнениями, внесенными в п. 18 ст. 342.4 НК РФ, установлено значение данного коэффициента на 2016 г.

С 1 января 2016 г. вступают в силу изменения, внесенные в подп. 9 п. 2 ст. 342 и п. 1 ст. 342.5 НК РФ, устанавливающие, соответственно, новое базовое значение ставки НДПИ в отношении нефти (увеличено с 766 до 857 руб.) и новое значение коэффициента, используемого при учете особенностей добычи нефти (с 530 до 559 руб.). Тем же законом внесены изменения в п. 15 ст. 342.4, вступающие в силу с 1 января 2016 г., — корректирующий коэффициент при расчете налога на газовый конденсат повышен с 4,4 до 5,5.

Транспортный налог

Для организаций, имеющих легковые автомобили стоимостью от 3 млн руб., необходимо учитывать изменения, внесенные в п. 2 ст. 262 НК РФ Федеральным законом от 28.11.2015 № 327-ФЗ. Уточнено, что на официальном сайте Минпромторга России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет будет размещаться перечень (легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб.), подлежащих применению в очередном налоговом периоде.

Таким образом, не исключается вероятность изменения перечня один раз в год.

Изменения и дополнения, внесенные в п. 3 ст. 262 НК РФ Федеральным законом от 29.12.2015 № 396-ФЗ, имеют значение для организаций, которые в течение года регистрируют транспортные средства или снимают их с учета.

Из текста названного п. 3 исключена норма, в соответствии с которой месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимался за полный месяц, а в случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимался как один полный месяц.

Вместо этого установлен единый подход к определению количества полных месяцев для расчета соответствующего коэффициента — за полный месяц принимается месяц регистрации и месяц снятия с учета только в том случае, если регистрация транспортного средства произошла до 15-го числа соответствующего месяца включительно или снятие транспортного средства с регистрации произошло после 15-го числа соответствующего месяца.

Если регистрация транспортного средства произошла после 15-го числа соответствующего месяца или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства не учитывается при определении указанного коэффициента.

Перечисленные изменения могут быть существенными для уточнения методологических аспектов учетной политики в части транспортного налога.

Налог на имущество организаций

Напомним, что в настоящее время налоговая база по налогу на имущество организаций определяется либо по данным бухгалтерского учета, либо (в отношении отдельных групп объектов основных средств) — по кадастровой стоимости.

Изменениями, внесенными Федеральным законом от 28.11.2015 № 327-ФЗ в п. 2 ст. 379 НК РФ, установлено, что для налогоплательщиков, исчисляющих налог исходя из кадастровой стоимости, отчетными признаются I квартал, II квартал и III квартал календарного года (для прочих налогоплательщиков — I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года).

Налоговые последствия данного изменения разъяснены в информации ФНС России от 05.01.2016. Указано на то, что нововведение повлияет на порядок исчисления коэффициента владения объектом недвижимого имущества, налоговая база в отношении которого определяется как кадастровая стоимость, в случае возникновения (прекращения) прав на указанный объект в течение налогового (отчетного) периода.

Например, если ранее при прекращении в марте права на указанный объект недвижимого имущества организация исчисляла авансовые платежи и налог с учетом коэффициентов 3/3 (за I квартал), 3/6 (за полугодие), 3/9 (за девять месяцев) и 3/12 (за год), то теперь в такой же ситуации авансовые платежи и налог будут исчисляться с учетом коэффициентов 3/3, 0, 0, и 3/12 соответственно.

Таким образом, в отличие от предыдущего действующего порядка налогоплательщик будет исчислять авансовые платежи только за тот отчетный период, в котором владел объектом недвижимого имущества, и сумму налога за год.

Данное изменение следует учитывать при уточнении и организационных и методологических аспектов учетной политики в части налога на имущество.

Кроме того, упомянутым Федеральным законом от 29.12.2015 № 396-ФЗ п. 5 ст. 379 НК РФ дополнен нормами, регулирующими порядок включения в налоговую базу для исчисления налога по кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, право собственности на которые возникло в течение года:

— если право собственности возникло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение указанного права произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права;

— если возникновение права собственности на объекты недвижимого имущества произошло после 15-го числа соответствующего месяца или прекращение указанного права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при определении коэффициента, используемого при расчете налоговой базы.

В том случае когда в учетной политике продублирован (и детализирован) порядок расчета налога в указанных ситуациях, данный элемент учетной политики необходимо исправить.

1 Подробнее об этом см. на с. 64.

2 Подробнее об этом см. «НБ», 2016, № 1, с. 80.