Прирост цен на кондитерские изделия в России вышел на новый виток с Нового года и составил в среднем 20,7% для всех типов кондитерских изделий. Наиболее подорожавшими являются шоколад (+33,5%), шоколадные конфеты (+27,4%) и карамель (+26,2%). Эксперты считают, что продолжающийся рост цен на кондитерские изделия неизбежно приведет к дальнейшему сокращению их потребления. По данным Центра исследований кондитерского рынка (ЦИКР), в прошлом году потребление шоколада и шоколадных изделий сократилось на 8,4% в среднем на человека за год. Причем экспорт этой продукции стал меньше на 13%.
По данным Росстата, в январе 2016 г. индекс потребительских цен составил 109,8% к январю 2015 г. (в январе 2015 г. — 115% к январю 2014 г.), в том числе на продовольственные товары — 109,2% (в январе 2015 г. — 120,7% к январю 2014 г.). Значительное влияние на рост потребительских цен на продовольственные товары оказало удорожание большинства наблюдаемых видов плодоовощной продукции.
Рост цен на кондитерские изделия в январе 2016 г. продолжился высокими темпами, несмотря на ожидавшееся ранее снижение динамики в силу того, что основное подорожание сладостей, связанное с девальвационными процессами, в январе 2015 г. уже случилось. Но резкое ослабление рубля в начале 2016 г. придало ценам на сладкое дополнительную динамику.
Самые высокие цены на такие сладости, как шоколад, шоколадные изделия, в Москве. Например, шоколад в Москве в среднем стоит 844,8 руб./кг, тогда как в среднем по стране 752,5 руб./кг. Также лидируют по дороговизне сладостей Северо-Западный и Дальневосточный федеральные округа, в которых, в частности, продаются самые дорогие в стране торты (493,3 руб./кг), пряники (159,16 руб./кг), кексы и рулеты (293,34 руб./кг). Наиболее низкие цены на сладости установились в Северо-Кавказском, Приволжском и Южном федеральных округах.
По мнению экспертов ЦИКР, девальвация национальной валюты — один из ключевых факторов, оказывающих влияние на рост себестоимости производства сладостей в России, особенно это сказывается на ценах на шоколадные изделия, в себестоимости которых до 70% приходится на импортируемое сырье. Резкий рост цен на шоколад и шоколадные изделия в течение 2015 г. уже привел как к сокращению потребления (–8,4% в среднем на человека за год) этих изделий внутри страны, так и к падению экспорта шоколадных изделий примерно на 13%.
За последний год основные страны — поставщики кондитерской продукции в РФ снизили объемы поставок в Россию на 30—40%. В целом снижение объемов импорта шоколадных изделий за указанный период составило почти 55%. Не сумели пока воспользоваться освободившейся нишей и российские производители шоколадных изделий: объемы производства шоколадной продукции в России за девять месяцев 2015 г. сократились на 0,4% (данные Росстата).
При этом российские производители практически на треть сократили закупку какао-бобов. По данным ФТС, импорт какао-бобов за октябрь 2015 г. составил 7200 т, импорт какао-пасты — до 4400 т, какао-масла — до 4100 т. Ввоз какао-бобов за январь — октябрь 2015 г. сократился на 27,7% по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. и составил 35 200 т. Импорт какао-пасты снизился на 5,4% — до 30 600 т, а импорт какао-масла — на 13,1%, до 26 600 т.
Как пояснили в ЦИКР, текущая экономическая ситуация, девальвация рубля и рост мировых цен на какао-сырье вынуждают отечественных производителей снижать его закупки. Себестоимость производства шоколадных изделий выросла на 50—80%, как и рублевые цены на основные виды сырья. Кроме того, производители шоколада во всем мире со второй половины октября вновь столкнулись с существенным ростом мировых цен на какао-сырье. С середины октября после небольшой сентябрьской коррекции стоимость тонны какао-бобов на мировых биржах постоянно росла и почти вплотную приближалась к пятилетним максимумам, отмечавшимся в 2010 г., когда стоимость тонны какао-бобов достигала 2503 фунта.
«Продолжающийся рост цен на кондитерские изделия неизбежно приведет к дальнейшему сокращению их потребления, как это происходило в 2015 г., — считает исполнительный директор ЦИКР России Елизавета Никитина. — В январе традиционно высока доля товарных запасов предыдущего периода, что несколько сдерживает рост цен, но уже по итогам I квартала 2016 г. „провал“ по потреблению может быть сопоставимым с показателями предыдущего года».
Прогнозы экспертов и участников рынка на текущий год неутешительны: с продолжением снижения уровня жизни потребители все больше будут отказываться от кондитерских изделий как от того, что не является необходимым продуктом питания. Сейчас это шоколад и торты, но с усугублением ситуации падение потребления может затронуть и остальные сегменты.
Потребительские цены на кондитерские изделия в РФ, руб./кг
|
01.2014 |
01.2015 |
01.2016 |
%, (01.2016 к 01.2015) |
---|---|---|---|---|
Печенье |
104,27 |
118,6 |
140,08 |
18,1 |
Пряники |
91,02 |
101,8 |
118,11 |
16,0 |
Зефир, пастила |
175,92 |
200,5 |
233,26 |
16,3 |
Карамель |
133,92 |
158,09 |
199,57 |
26,2 |
Конфеты мягкие, глазированные шоколадом |
190,35 |
225,88 |
287,83 |
27,4 |
Конфеты шоколадные натуральные и с добавками |
407,17 |
471,15 |
570,13 |
21,0 |
Шоколад |
481,42 |
563,66 |
752,45 |
33,5 |
Кексы, рулеты |
178,96 |
194,8 |
225,62 |
15,8 |
Торты |
323,93 |
358,07 |
399,66 |
11,6 |
ИСТОЧНИКИ: данные Росстата, ЦИКР |
К сведению
Потребители не привязаны к тортам и конфетам
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные опроса о том, какие продукты входят в ежедневный рацион россиян, в потреблении каких товаров наши сограждане считают необходимым себя ограничивать. Согласно исследованию 60% россиян назвали кондитерские изделия дополнительными продуктами питания наравне с консервированными фруктами (70%), рыбной продукцией и морепродуктами (66%), пакетированными соками (65%).
При этом около двух третей также осознают, что необходимо умерять свой аппетит при распитии пакетированных соков (70%) и лакомстве кондитерскими изделиями (66%). Упаковку продуктов питания с той или иной периодичностью изучают 63% опрошенных, в том числе 31% — регулярно. А влияние рекламы на собственный рацион большинство (83%) считает малым.
Потребление кондитерских изделий в России составляет около 22 кг на человека в год. При этом потребление шоколада составляет меньше 4 кг в год (около 10 г в день), мучных кондитерских изделий с длительными сроками хранения — 8,8 кг в год на человека (24 г в день), карамели — 1,36 кг в год (3,7 г в день). В среднем на 100 г печенья приходится 450—500 килокалорий, на 100 г шоколада — 500 килокалорий, на 100 г карамели — около 400 килокалорий. Таким образом, в среднем россияне потребляют около 270 килокалорий в день за счет кондитерских изделий, что немногим менее 11% от суточной нормы.
Для сравнения: в Европе потребление кондитерских изделий составляет в среднем 32 кг в год на душу населения (87,8 г в день) При этом шоколада потребляется в среднем 6 кг, а в ряде западноевропейских стран — до 12 кг. Европейцы потребляют около 395 килокалорий кондитерских изделий, что выше российского показателя на 46%.
Из всех категорий кондитерских изделий наиболее востребованы российскими потребителями мучные кондитерские изделия как длительных, так и недлительных сроков хранения. На них приходится 51% от общего объема производства кондитерских изделий в стране, подсчитали в Центре исследований кондитерского рынка. Вторую половину делят между собой в основном шоколадные и сахаристые кондитерские изделия.
Шоколадный Новый год
В последнем месяце ушедшего года индекс «Кофе с молоком», рассчитываемый исследовательским холдингом «Ромир», достиг показателя в 993 п.п., улучшив значение ноября на 4,4% и на 6,7% относительно декабря 2014 г. Декабрьский рост индекса был полностью обеспечен за счет значительного роста, почти на четверть, объемов купленного россиянами шоколада.
Базой для расчета индекса «Кофе с молоком» (КсМ) является динамика цен и объемов потребления четырех категорий товаров: кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад. По мнению авторов исследования, ингредиенты индекса «Кофе с молоком» являются, по сути, элементарным набором «простых удовольствий».
Рост индекса без проблем обогнал месячную инфляцию, рассчитанную Росстатом в размере 0,8%. Однако вряд ли получится похвалить декабрь 2015 г. за показательный рост по сравнению с предыдущими годами. Например, в 2014 г. значение КсМ относительно ноября увеличилось на рекордные 13,5%. В 2013 г. прирост индекса в декабре к ноябрю составил 9,8%, а в 2012 г. за аналогичный период он вырос на 7,7%. Таким образом, каким бы ни был рост индекса «простых удовольствий», он значительно скромнее, чем в предыдущие годы.
В годовом выражении «Кофе с молоком» подрос на достаточно скромные 6,7%, что ощутимо не дотягивает до размера накопленной за год инфляции в 15,5% (по данным Росстата). То есть праздники праздниками, а экономию все равно никто не отменял.
Рост индекса в декабре главным образом был обеспечен предпраздничной усиленной закупкой шоколада. Кофе россияне запаслись еще месяц назад. Поэтому объемы его покупки в декабре относительно ноября даже чуть-чуть сократились — на 2%. Зато объемы покупки шоколада выросли сразу на 23,2%.
Годовой рост индекса, как и все предыдущие месяцы, обязан только ощутимому росту цен на кофе (+25,2%) и шоколад (+30,8%). Но индекс не растет так, как хотелось бы, из-за снижения объемов всех составляющих продуктов индекса, особенно кофе (–15,6%) и молока (–13,4%).