Массовая ипохондрия российских потребителей товаров и услуг не позволяет активизировать перенос на них издержек компаний — поставщиков товаров и услуг и в полной мере использовать эффект от представления фокусов валютного курса. Это отмечают аналитики «ВТБ Капитала», которые подготовили очередной обзор состояния потребительских цен в России.
Вывод аналитиков «ВТБ Капитала»: сейчас в России характер инфляционных рисков сдержанный. «ВТБ Капитал» приводит данные Росстата, что в январе впервые более чем за год годовая инфляция снизилась до 9,8%, и дает прогноз, что до конца I квартала месячный рост цен останется в пределах 0,8—1,0%; следовательно, уже в марте годовая инфляция замедлится примерно до 8,0% — ближе к нижней границе прогноза ЦБ в 8—9%. А значит, о повышении ключевой ставки на заседании совета директоров ЦБ в марте речи не пойдет, а вот снижение ставки и сохранение ее на нынешнем уровне имеют равные шансы.
В январе месячная инфляция составила 1,0%, благодаря чему годовой рост индекса потребительских цен и понизился до 9,8% — на 3,1 п.п. меньше, чем в декабре 2015 г. Январское значение инфляции согласуется с оценкой ЦБ, который прогнозировал годовой темп роста цен примерно в 10%, и почти совпадает с консенсус-прогнозом Bloomberg — 9,9%. По расчетам аналитиков «ВТБ Капитала», месячная инфляция, скорректированная на сезонные факторы, понизилась до 0,40% — против 0,48% в декабре прошлого года. Поддержанию дезинфляционного тренда, пишут аналитики, способствуют два ключевых фактора. Первый из них — эффект высокой базы. Благоприятной базой сопоставления служат показатели за I квартал 2015 г., когда в январе месячная инфляция подскочила до 3,9%, а к марту постепенно понизилась до 2,0%. Таким образом, даже при относительно высокой месячной инфляции в 1,0% за счет эффекта высокой базы сохраняется потенциал для дальнейшего снижения годового индекса потребительских цен. Второй — ослабление потребительского спроса. Потребительские расходы населения сокращаются вследствие, во-первых, рекордно низких темпов роста зарплат (1,6% в годовом выражении в декабре 2015 г.) и, во-вторых, жестких условий кредитования, из-за которых портфель розничных кредитов в ноябре 2015 г. снизился на 13,5% в годовом выражении.
Есть основания ожидать замедления дезинфляции, считают в «ВТБ Капитале», и перечисляют причины. Первая: благоприятный эффект базы утратит силу к началу II квартала, когда на базу сравнения начнет влиять прошлогоднее укрепление рубля; годовая инфляция, вероятно, повысится, и для удержания дезинфляции на планируемой траектории потребуется последовательность денежно-кредитной и фискальной политики.
Вторая: налог на «вредные продукты» может привести к росту цен на отдельные продовольственные товары уже во II квартале. По словам представителей Минфина России, пошлина, например, на ввоз пальмового масла может составить 30%. Налоги могут быть введены и на газированные напитки и чипсы. Впрочем, окончательный перечень продуктов, как и размер соответствующих налогов, правительству еще только предстоит утвердить, но в любом случае цены это увеличит.
Третья: слабый спрос. Пока он влияет скорее не на масштаб, а на время проявления эффекта переноса, поскольку ритейлеры предпочитают продавать по фиксированной наценке оставшиеся товарные запасы. Но когда они кончатся, цены неизбежно будут адаптироваться к текущему обменному курсу рубля, а это, в свою очередь, означает, что месячная инфляция в сегменте непродовольственных товаров в ближайшие месяцы, вероятнее всего, останется на уровне 0,5—1,0%.
Четвертая: показатель роста цен в январе 2016 г. с корректировкой на сезонные факторы может быть занижен из-за резкого ускорения инфляции год назад, которое влияет на оценки сезонных факторов, а именно — делает их более выраженными, относя часть общей инфляции к «нормальной» сезонности.
Поскольку данные Росстата совпадают с траекторией дезинфляции по январской версии ЦБ, повышение ключевой ставки на заседании в марте маловероятно. Если меры денежно-кредитной и фискальной политики будут и далее направлены на достижение поставленных целей, а цены на нефть в 2016 г. составят в среднем 40 долл. за баррель, пишут аналитики «ВТБ Капитала», то годовая инфляция уже в I квартале замедлится до 8,0—8,2%, а к концу года составит 7,8%.
Дезинфляция наблюдается во всех категориях, однако в каждом конкретном случае ее темпы зависят от силы первоначального шока и от устойчивости данной категории к колебаниям валютного курса. В продовольственном сегменте годовая инфляция в январе замедлилась до 9,2% — против 14,0% в декабре. Месячный рост цен составил 1,2% (что близко к норме для первого месяца года) и внес значительный вклад в снижение общего уровня инфляции (1,7 п.п. из 3,1). Если бы не рост цен на плодоовощную продукцию (+6,2% в месячном выражении), обусловленный введенными в конце 2015 г. ограничениями на импорт из Турции и высокой чувствительностью данной категории к колебаниям обменного курса, особенно в зимние месяцы, дезинфляция в продовольственном сегменте могла бы быть еще более выраженной.
В категории непродовольственных товаров месячный рост цен составил 0,7% — больше, чем в декабре 2015 г. (0,4%), но объясняется удорожанием потребительской электроники и бытовой техники (1,0—1,1% в месячном выражении) и табачных изделий (1,7% в месячном выражении); цены на автомобильное топливо за месяц снизились на 0,4—3,0%. Годовая непродовольственная инфляция, хотя и осталась довольно высокой — 10,9%, существенно ниже, чем 13,7%, зафиксированные месяцем ранее. Вклад непродовольственного сектора в общую дезинфляцию составил минус 1,1 п.п.
В сегменте услуг цены повысились на 1,0% в месячном выражении вследствие индексации тарифов (на 1,2—1,5%) и роста цен в категории зарубежного туризма (на 5,1% в месячном выражении), являющегося одной из наиболее чувствительных к валютному курсу составляющих потребительской корзины. Рост цен в сегменте услуг наименее волатилен и составил по итогам января 9,0% — против 10,2% в декабре, что дает еще 0,3 п.п. в общее снижение инфляции.
Ключевые индикаторы индекса потребительских цен, по месяцам,%
|
01.2015 |
02.2015 |
03.2015 |
04.2015 |
05.2015 |
06.2015 |
07.2015 |
08.2015 |
09.2015 |
10.2015 |
11.2015 |
12.2015 |
01.2016 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Общий индекс потребительских цен |
15,0 |
16,7 |
16,9 |
16,4 |
15,8 |
15,3 |
15,6 |
15,8 |
15,7 |
15,6 |
15,0 |
12,9 |
9,8 |
Продовольствие |
20,7 |
23,3 |
23,0 |
21,9 |
20,2 |
18,8 |
18,6 |
18,1 |
17,4 |
17,3 |
16,3 |
14,0 |
9,2 |
Непродовольственные товары |
11,2 |
13,0 |
13,9 |
14,2 |
14,3 |
14,2 |
14,3 |
14,6 |
15,2 |
15,6 |
15,7 |
13,7 |
10,9 |
Услуги |
12,3 |
12,8 |
12,6 |
11,8 |
11,6 |
11,7 |
13,4 |
14,1 |
13,8 |
13,1 |
11,9 |
10,2 |
9,0 |
Базовый индекс потребительских цен, расчеты «ВТБ Капитала» |
12,0 |
13,6 |
14,4 |
14,4 |
14,5 |
14,4 |
14,5 |
15,1 |
15,5 |
15,6 |
15,3 |
13,0 |
10,2 |
Базовый индекс потребительских цен, расчеты Росстата |
14,7 |
16,8 |
17,5 |
17,5 |
17,1 |
16,7 |
16,5 |
16,6 |
16,6 |
16,4 |
15,9 |
13,7 |
10,7 |
Источник: Росстат, «ВТБ Капитал» |