Драматическое снижение доходов госбюджета из-за падения нефтяных цен в нынешнем году происходит на фоне увеличения военных расходов, которые правительство не намерено сокращать. При таком подходе новая волна секвестра бюджетных трат ударит в первую очередь по образованию и здравоохранению, которые стимулируют долгосрочный экономический рост.
Дефицит федерального бюджета в 2015 г., отмечается в февральском «Оперативном мониторинге экономической ситуации в России», достиг 2,7% ВВП. Это на 2,2 п.п. ВВП выше его значения в предшествующем году. В то же время ненефтегазовый дефицит, наоборот, слегка сократился — на 0,4 п.п. ВВП, что ниже его уровня в 2014 г.
Доходы федерального бюджета за прошлый год составили 18,3% ВВП, что на 2 п.п. ВВП ниже их объема в 2014 г. По вполне понятным причинам данное сокращение было обусловлено падением нефтегазовых доходов. В 2015 г. их величина оказалась на 2,6 п.п. ВВП ниже параметров предыдущего года. При этом ненефтегазовые доходы достигли порядка 10,3% ВВП, что на 0,6 п.п. валового продукта выше значения 2014 г.
Величина налоговых доходов бюджета в целом заметно снизилась (–2,6 п.п. ВВП к уровню 2014 г.). На этом фоне наблюдался рост (в относительном выражении) поступлений от налога на добычу полезных ископаемых (+0,3 п.п. ВВП). Позитивную динамику продемонстрировали доходы бюджета от налога на прибыль организаций (+0,1 п.п. ВВП). Рост поступлений от налога на добычу полезных ископаемых связан с радикальным увеличением с начала 2015 г. базовой ставки НДПИ на нефть с 493 до 766 руб./т, которое проведено в рамках «налогового маневра».
Объем поступлений от налога на добавленную стоимость на товары, реализуемые на территории РФ, в 2015 г. показал незначительный рост (на 0,2 п.п. ВВП). При этом доходы от НДС на товары, ввозимые на территорию РФ, и от акцизов сохранились в долях ВВП на уровне 2014 г.
Поступления таможенных пошлин по итогам 2015 г. значительно сократились — на 3,2 п.п. ВВП, что связано с падением цен на нефть и снижением объемов импорта. Кроме того, таможенные поступления уменьшились из-за снижения с начала 2015 г. предельных ставок (коэффициента в формуле) вывозных таможенных пошлин на нефть до 42% против 59% в 2014 г. Эта мера также была реализована в рамках «налогового маневра».
Бюджетные расходы растут за счет оборонных трат
Объем расходов федерального бюджета в 2015 г. вырос незначительно (на 0,2 п.п. ВВП) и составил 21% ВВП. Среди растущих направлений бюджетных трат оказались «Национальная оборона» (0,8 п.п.) и «Общегосударственные вопросы» (0,2 п.п.). Увеличилась также статья «Обслуживание государственного долга» (0,2 п.п.).
Существенное сокращение бюджетных расходов произошло по статье «Национальная экономика» (–1,4 п.п. ВВП). Вместе с тем значительный разрыв в объемах бюджетных трат на поддержку экономики в 2014 и 2015 г. связан с произведенным в конце 2014 г. имущественным взносом в Агентство по страхованию вкладов (АСВ) в размере 1 трлн руб. Выделение этих средств было предусмотрено мерами господдержки банковского сектора.
Снижение расходов федерального бюджета за 2015 г. произошло также по статье «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» (–0,2 п.п. ВВП). Не повезло статье «Межбюджетные трансферты» (–0,2 п.п. ВВП). Уменьшились бюджетные траты на «Образование» (–0,1 п.п. ВВП).
Самую большую долю в структуре федерального бюджета занимают расходы текущего характера. В значительной степени именно их падение (–12,6%) стало причиной реального сокращения общей суммы расходов. Расходы инвестиционного характера, напротив, демонстрируют рост в реальном выражении за 2015 г. на 13% против падения на –0,9% за 2014 г.
«Существенный рост бюджетных инвестиций обеспечен ростом (около 38%) по статье „Увеличение стоимости основных средств“, что во многом обусловлено, по-видимому, увеличением расходов по линии государственного оборонного заказа, — комментирует ситуацию заведующий лабораторией бюджетной политики ИЭП им. Е. Гайдара А. Мамедов. — Точную количественную оценку произвести сложно в силу наличия закрытой составляющей финансирования оборонных расходов. Однако даже в части финансирования открытой составляющей оборонных расходов за девять месяцев 2015 г. рост инвестиционной компоненты достиг порядка 48%».
Впереди — борьба за направления секвестра
Основной трудностью реализации бюджета 2016 г. станет необходимость адаптироваться к новым реалиям нефтяного рынка — очень низким ценам, порядка 30—40 долл. за баррель. Ведь федеральный бюджет был утвержден из расчета цены в 50 долл. баррель, а его балансировка, по оценкам Минфина, достигается при 82 долл. за баррель.
Отсутствие адекватных мер оперативного (на 2016 г.) и стратегического реагирования (на период 2017—2019 гг.) в условиях сохранения низких цен на нефть может привести к увеличению дефицита бюджета вдвое в нынешнем году, а Резервный фонд будет полностью исчерпан.
Минфин уже предложил ряд тактических мер, нацеленных на сокращение бюджетных расходов, среди которых блокировка и отзыв бюджетных средств при отсутствии на 1 октября контрактов в рамках финансирования госрасходов. Этот шаг должен повысить дисциплину расходования средств в течение финансового года с тем, чтобы исключить практику финансирования до 25% годовых лимитов в последние месяцы года. Бюджетные траты в этот период обычно оказываются наименее эффективными, что нередко связано со стремлением ведомств «освоить» государственные средства до конца года любой ценой.
Еще одной инициативой стало введение квартальных лимитов расходов (с допуском в 5%) и казначейского сопровождения госконтрактов и бюджетных инвестиций. Финансовое ведомство также предлагает создать механизм возврата остатков межбюджетных трансфертов и неиспользованных субсидий юрлицам и бюджетным и автономным учреждениям.
Но, пожалуй, самым большим подводным камнем может стать упрощенный подход при секвестировании госрасходов на 10% по всем незащищенным статьям бюджета, что позволит сэкономить, по оценкам правительства, порядка 500—700 млрд руб. «Продолжение технического секвестра расходов, например на учреждения образования и здравоохранения, может привести к тому, что отдельным учреждениям может не хватить средств на покрытие всех текущих расходов (помимо зарплаты), — отмечает эксперт ИЭП Елена Фомина. — В результате без реформирования бюджетной сети простое сокращение ее финансирования несет в себе большие риски. Поэтому самое важное при новой корректировке бюджетных расходов — избежать повторения „технического секвестра“ (при всей его относительной простоте) и действительно выявить неэффективные расходы бюджета».
Изменение некоторых статей расходов федерального бюджета в 2015 г., п.п. ВВП
Национальная оборона |
+0,8 |
Общегосударственные вопросы |
+0,2 |
Национальная экономика |
–1,4 |
Образование |
–0,1 |
Здравоохранение |
–0,1 |
Межбюджетные трансферты |
–0,2 |
СМИ |
0 |
Источник: Минфин России