Несмотря на существенное сокращение внутреннего спроса в 2015 г., Магнитогорский металлургический комбинат (ММК) не меняет сбытовую стратегию и считает приоритетным рынок России и стран СНГ.
В 2015 г. общая отгрузка металлопроката ММК составила 11 млн тонн, при этом на внутренний рынок, включая страны СНГ, было отгружено 8,4 млн тонн, экспорт составил около 2,6 млн тонн, говорится в отчете компании. Магнитка нарастила экспорт на 25%, что стало естественной реакцией ММК на ослабление внутреннего спроса. Это позволило компании поддерживать общую загрузку производственных мощностей на основной площадке в Магнитогорске на уровне 84%.
В России ежегодно производится около 70 млн тонн металлопроката, при этом объем внутреннего потребления почти вдвое меньше. Существенную часть потребления на внутреннем рынке составляет импортный прокат — около 15%. В 2015 г. российский спрос на сталь снизился на 10% и составил около 39 млн тонн. При такой динамике конкуренция за внутренний рынок резко обострилась. ММК удалось удержать свои позиции благодаря выгодному географическому положению и наличию современных производственных мощностей.
Наиболее значимым для Магнитки продолжает оставаться Уральский регион — 44% в общей отгрузке на внутренний рынок. С 25 до 27% выросла доля второго по значимости региона — Поволжского. Доли Центрального и Сибирского регионов не изменились, составив 11 и 10% соответственно.
Помимо трубных компаний, задействованных в нефтегазовых проектах, основными потребителями для ММК остаются автопром и строительный рынок. Длинные контракты с ключевыми игроками на этих рынках обеспечивают основную выручку ММК. Условия этих контрактов в 2015 г. находились под давлением нестабильной ситуации в отечественной экономике. Поэтому в конце прошлого года, начале этого компании, активно договаривались о формуле цены. В декабре 2015-го ММК подписал соглашение о формуле цены с Трубной металлургической компанией, в феврале 2016-го — с Челябинским трубопрокатным заводом. Как сообщает представитель компании, также удалось достигнуть договоренностей по ценам с потребителями в автопроме.
Высокая конкуренция заставляет компании становиться ближе к конечным потребителям, открывая новые точки торговли металлопродукцией. У ММК основные планы по развитию региональной торговли в РФ связаны с Торговым домом ММК. Сеть подразделений Торгового дома со своими складскими площадками охватывает 27 ключевых городов России, от Санкт-Петербурга до Красноярска. Перед Торговым домом ММК, который в прошлом году реализовал 1 млн тонн металлопродукции, стоят задачи дальнейшего расширения своего присутствия на рынке и увеличения доли на региональных рынках.