Федеральными законами от 07.05.2013 № 100-ФЗ, от 05.05.2014 № 99-ФЗ (далее — Закон № 99-ФЗ) и от 29.06.2015 № 210-ФЗ внесены существенные поправки в ГК РФ и Федеральный закон от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО) в части регулирования правового положения акционерного общества, требований к его деятельности и режиму функционирования органов управления, в том числе и общего собрания акционеров. Какие из новелл законодательства необходимо учесть при подготовке годового собрания и какие вопросы нужно включить в его повестку дня, чтобы привести деятельность АО в соответствие с новыми требованиями законодательства?
В преддверии периода проведения годовых собраний акционеров по итогам прошедшего 2015 г. целесообразно вспомнить о наиболее актуальных изменениях корпоративного законодательства и задуматься о вопросах, которые обществу нужно поставить перед высшим органом управления в связи с вступлением в силу новых требований закона.
Следует сделать…
Во-первых, следует привести устав и наименование общества в соответствие с ГК РФ.
Несмотря на то что изменения в ГК РФ, разделившие АО на публичные и непубличные, вступили в силу еще 1 сентября 2014 г., далеко не все акционерные общества привели свои наименования и содержания уставов в соответствие с новыми правилами. И здесь сразу необходимо оговориться, что сроков осуществления таких действий законодательство не содержит (п. 7 ст. 3 Закона № 99-ФЗ), и необходимость их совершения продиктована скорее целесообразностью или индивидуальными потребностями общества по изменению устава, которое в таком случае должно сопровождаться полным его приведением в соответствие с ГК РФ. Тем обществам, которые планируют включить в повестку дня общего собрания акционеров вопрос об утверждении новой редакции устава (либо изменений к нему), необходимо учесть следующее:
-
в случае, если ОАО отвечает критериям публичности, установленным ст. 66.3 ГК РФ, надлежащим способом приведения устава в соответствие с ГК РФ является утверждение устава, содержащего указание на публичный статус. Для принятия такого решения необходимо три четверти голосов от присутствующих на собрании владельцев голосующих акций. Отказ от публичности таким обществом может осуществляться только в последующем, после приведения устава АО в соответствие с правовым положением публичной корпорации в порядке, предусмотренном ст. 7.2 Закона об АО. Исключение из этого порядка отказа от публичности предусмотрено для открытого общества, отвечающего критериям публичности, число акционеров которого не превышает 500 и акции которого не допущены к торгам. Такое общество вправе отказаться от публичности, минуя этап приведения устава в соответствие с правовым положением ПАО, путем внесения в устав акционерного общества соответствующих изменений, не содержащих указания на публичный статус общества, и обращения в Банк России с заявлением об освобождении от обязанности раскрывать информацию, предусмотренную законодательством РФ о ценных бумагах. Соответствующие решения принимаются в упрощенном порядке в соответствии с ч. 11.1 ст. 3 Закона № 99-ФЗ (большинством в три четверти от присутствующих на общем собрании владельцев голосующих акций; при этом при принятии решений по указанным вопросам акционеры — владельцы привилегированных акций участвуют в общем собрании акционеров с правом голоса);
-
в случае, если общество не является публичным по смыслу ст. 66.3 ГК РФ, оно вправе утвердить устав как непубличного, так и публичного общества. Решение об утверждении устава непубличной корпорации обществом, не отвечающим критериям публичности, принимается в обычном порядке (три четверти голосов от присутствующих на собрании владельцев голосующих акций). В случае же, если непубличное общество намерено одновременно с приведением устава в соответствие с ГК РФ приобрести публичный статус, оно должно руководствоваться положениями ст. 7.1 Закона об АО и предварительно, до представления новой редакции устава на регистрацию в налоговые органы, зарегистрировать проспект ценных бумаг и заключить с организатором торговли договор о листинге акций. Решение об утверждении непубличным обществом устава, содержащего указание на публичный статус, принимается большинством в три четверти голосов всех акционеров с учетом особенностей, предусмотренных абз. 2 п. 1 ст. 7.1 Закона об АО.
При этом необходимо учитывать, что для включения в устав непубличного общества некоторых положений предусмотрено единогласное решение всех акционеров общества. В числе таких положений можно выделить следующие:
— изменение компетенции органов управления и в том числе общего собрания акционеров как в сторону сокращения относящихся к его компетенции вопросов, так и в обратную сторону, разрешающее общему собранию рассматривать вопросы, не отнесенные к его компетенции законом;
— изменение требований к порядку принятия решений в части необходимого для принятия решения числа голосов, которое, однако, не может быть менее количества, установленного законом;
— изменение требований к порядку созыва и подготовки общего собрания акционеров;
— включение в устав положений, ограничивающих свободу распоряжения акционерами принадлежащими им акциями (преимущественное право, запрет на отчуждение);
— изменение порядка формирования совета директоров общества и прекращения его полномочий;
— отказ от формирования ревизионной комиссии и др.;
-
при подготовке устава общества, отвечающего критериям публичности, в свою очередь (в числе прочего) необходимо учесть положения ст. 97 ГК РФ, предусматривающей обязательное наличие в обществе совета директоров в количественном составе не менее пяти членов, и, соответственно, включить в новый устав положения о компетенции, порядке избрания и работе данного органа управления.
Спорным в настоящее время представляется вопрос о возможности исключения из устава непубличного общества с количеством акционеров 50 и более положений о совете директоров. Напомним, что требования к обязательному формированию данного органа предусмотрены Кодексом только в отношении публичных корпораций. Однако, Закон об АО обязывает любое общество с количеством акционеров 50 и более иметь в структуре органов управления совет директоров. Можно ли не рассматривать указанную норму закона, как не приведенную в соответствие с ГК РФ и противоречащую его положениям, или же уместно говорить об уточняющем положения ГК РФ характере указанной нормы? И хотя логичным представляется первый вариант, до окончательного приведения Закона об АО в соответствие с ГК РФ изменение устава в этой части не представляется целесообразным;
-
при приведении устава непубличного общества в соответствие с ГК РФ также целесообразным представляется обратить внимание на право общества включить в устав положения, содержащие указание на то, что приобретение акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции, такого общества осуществляется без соблюдения положений главы XI.1 Закона об АО, устанавливающей правила приобретения крупных пакетов акций и последствия их нарушения. Напомним, что по общему правилу при отсутствии в уставе непубличной корпорации указанных выше положений нормы указанной главы Закона об АО действуют в отношении любого общества, которое на 1 сентября 2014 г. являлось открытым акционерным обществом.
Во-вторых, следует включить в повестку дня годового собрания вопрос об утверждении аудитора.
Такая необходимость продиктована требованиями ст. 67.1 ГК РФ, согласно которой бухгалтерская отчетность любого акционерного общества независимо от его статуса должна быть подтверждена аудитором. Здесь также уместно будет обратить внимание на сроки подготовки такого аудиторского заключения. Общие нормы о сроке проведения ежегодного аудита содержатся в уже упомянутой ст. 67.1 ГК РФ, а также в ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и в ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», первая из которых обязывает любое АО проводить обязательный аудит ежегодно, а вторая — представлять экземпляр аудиторского заключения в органы статистики в указанные в данной норме сроки, но не позднее 31 декабря следующего за отчетным финансового года. Однако для АО, на которых распространяется обязанность раскрытия информации, в том числе раскрытия годовой бухгалтерской отчетности (ПАО и непубличные АО с количеством акционеров более 50), в ближайшее время будут установлены иные сроки подготовки аудиторского заключения. Так, пунктом 69.3 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (утв. Банком России 30.12.2014 № 454-П) в новой редакции, в настоящее время проходящего процедуру регистрации в Минюсте России, предусмотрена обязанность раскрыть годовую бухгалтерскую отчетность акционерного общества вместе с аудиторским заключением не позднее 3 апреля следующего за отчетным года.
В-третьих, принять решение об увеличении уставного капитала.
В соответствии с новыми положениями ст. 26 Закона об АО о размере уставного капитала акционерного общества (действуют с 1 июля 2015 г.) уставный капитал ПАО должен составлять не менее 100 000 руб., а уставный капитал непубличного АО — не менее 10 000 руб. Заметим, что в отличие от ранее действовавших норм, устанавливающих требования к минимальному размеру уставного капитала в зависимости от МРОТ, действовавшего на дату создания общества, новые нормы такой оговорки не содержат. Закономерным в такой ситуации кажется вопрос о необходимости акционерным обществам, размер уставного капитала которых не соответствует приведенным показателям, принять меры о приведении его в соответствие с новыми требованиями. С одной стороны, теперь, когда закон не связывает размер уставного капитала с МРОТ и датой определения его размера, вывод о наличии у АО такой обязанности представляется обоснованным. Еще более обоснованным он представляется в отношении тех обществ, которые до 1 июля 2015 г. не привели устав в соответствие с ГК РФ. Осуществление таких действий после указанной даты требует от акционерного общества гармонизировать с новыми требованиями законодательства все положения устава, к числу которых относятся и положения о размере уставного капитала. С другой стороны, логичной представляется и иная позиция, заключающаяся в применении новых требований только к вновь создаваемым АО и тем непубличным корпорациям, которые в порядке, предусмотренном ст. 7.1 Закона об АО, приобретают статус публичности. В последнем случае несоответствие размера уставного капитала новым требованиям является основанием для отказа в регистрации Банком России проспекта ценных бумаг, регистрация которого является, в свою очередь, необходимым условием приобретения такого статуса (п. 4 ст. 7.1 Закона об АО). Также необходимо обратить внимание, что Минфин России письмом от 22.07.2015 № 03-01-10/42221 поддержал вторую из приведенных позиций, указав, что если на момент государственной регистрации АО (при его создании) размер его уставного капитала соответствовал уровню, установленному действовавшими в тот период правовыми актами, то при регистрации изменений, вносимых в устав общества, либо регистрации устава в новой редакции государственный орган, осуществляющий такую регистрацию, не вправе отказывать в ее проведении по мотиву несоответствия уставного капитала общества минимальному размеру, действующему на дату регистрации изменений (кроме случаев внесения изменений в устав в связи с уменьшением размера уставного капитала по инициативе общества). Отказ в регистрации изменений по этому основанию может быть обжалован (оспорен) в судебном порядке.
Целесообразно сделать…
С 1 июля 2016 г. вступают в силу изменения в Закон об АО в части регулирования требований к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров. Некоторые из них способны смягчить бремя сопутствующих процедуре подготовки собрания обязанностей, другие же, напротив, усиливают действующие сегодня требования. Еще раз обратим внимание, что в соответствии с п. 14 ст. 27 Федерального закона от 29.06.2015 № 210-ФЗ новые нормы о порядке подготовки и проведения общего собрания акционеров не применяются в отношении общих собраний, решение о проведении которых принято до 1 июля 2016 г. Что изменится с указанной даты и какие решения стоит принять акционерному обществу в преддверии грядущих изменений?
Во-первых, целесообразно внести в устав изменения о способе уведомления акционеров о предстоящем собрании.
С 1 июля 2016 г. в Законе об АО изменяются ставшие привычными правила уведомления акционеров о проведении общего собрания. Напомним, что действующая редакция закона содержит четыре способа доведения до акционеров такой информации: заказное письмо или иной предусмотренный уставом способ направления почтовой корреспонденции, вручение под роспись, публикация сообщения на сайте в интернете или в печатном издании и на сайте в интернете. Будущая редакция ст. 52 Закона об АО, устанавливающая общее правило о способе уведомления о собрании посредством вручения под роспись или направления заказного письма, вводит более широкий перечень альтернативных способов уведомления акционеров о собрании, оставляя в силе публикацию на сайте или на сайте и в печатном издании и дополняя этот перечень двумя новыми способами:
-
направление электронного сообщения по адресу электронной почты соответствующего лица, указанному в реестре акционеров;
-
направление текстового сообщения, содержащего порядок ознакомления с сообщением о проведении общего собрания акционеров, на номер контактного телефона или по адресу электронной почты, которые указаны в реестре акционеров общества.
Обращает на себя внимание то, что будущая редакция рассматриваемой нормы не позволяет обществу использовать в качестве способа уведомления о собрании направление бумажного сообщения иным, кроме заказного, почтовым отправлением. С 1 июля 2016 г. положения уставов обществ, предусматривающие именно такой способ уведомления о собрании, станут ничтожными, и такие общества вынуждены будут руководствоваться общими правилами уведомления (заказное письмо или вручение под роспись). Для подобных и иных АО, имеющих намерение оптимизировать издержки, связанные с уведомлением о собрании, целесообразным представляется изменение соответствующих положений устава, например на годовом собрании, с тем, чтобы в дальнейшем применять новый порядок уведомления. Наиболее предпочтительными с этой точки зрения, на наш взгляд, являются такие способы, как публикация соответствующего сообщения на сайте и/или использование новых, вводимых с 1 июля 2016 г., способов уведомления. При решении вопроса о целесообразности таких изменений необходимо также вспомнить о требованиях ст. 62 Закона об АО, устанавливающей требование об обязательном направлении акционерам отчета об итогах состоявшегося собрания, которое осуществляется только способом, предусмотренным уставом для уведомления акционеров о собрании. Иными словами, внося изменения в устав относительно способа уведомления акционеров о собрании, общество одновременно с этим изменит и способ последующего уведомления о его итогах.
Во-вторых, целесообразно внести в устав изменения о способе направления акционерам бюллетеней для голосования.
Действующая редакция ст. 60 Закона об АО устанавливает обязанность общества по предварительному направлению акционерам бюллетеней для голосования в случаях проведения собрания в заочной форме, а также в случаях использования очной формы, когда количество акционеров общества составляет 1000 и более или такая обязанность предусмотрена уставом общества. В качестве способов направления бюллетеня закон называет вручение под роспись или направление заказным письмом, если иной способ направления бюллетеня не предусмотрен уставом. С 1 июля 2016 г. к указанным способам направления бюллетеня добавляется также и направление его в виде электронного сообщения по адресу электронной почты соответствующего лица, указанному в реестре акционеров общества. Для использования такого способа необходимо внести соответствующие изменения в устав общества. Использование такой возможности представляется крайне целесообразным еще и с учетом того, что с указанной даты вступления в силу изменений в Закон об АО обязанность предварительного направления бюллетеней для голосования при проведении собрания в очной форме будет распространяться на все публичные АО независимо от количества акционеров и непубличные АО с количеством акционеров 50 и более. Соответственно, с 1 июля 2016 г. изменятся и требования к обязательному использованию бюллетеней для голосования: вместо количественного критерия «более 100 акционеров» вводятся критерии «публичность» и «50 и более акционеров непубличного общества», при соответствии которым общество будет обязано использовать бюллетени для голосования при проведении общего собрания.
В-третьих, возможно внести в устав изменения, позволяющие использовать вводимые с 1 июля 2016 г. дистанционные способы участия в собрании.
В качестве таковых закон называет следующие: регистрация акционера для участия в собрании на сайте в интернете, что обеспечивает его участие в работе собрания, проводимого в очной форме, без физического присутствия на нем; направление заполненного бюллетеня для голосования обществу по электронной почте или заполнение формы бюллетеня на сайте в интернете. В целях обеспечения возможности использования дистанционных способов участия акционеров в собрании законодатель внес изменения в соответствующие нормы Закона об АО, в частности в ст. 49, 52, 54, 58 и 60. Следует заметить, что в целях применения таких способов участия акционеров в работе высшего органа управления общества устав должен содержать указание на такую возможность. Включение в устав соответствующих положений закономерно связать с возможностью общества обеспечить надлежащую идентификацию лиц при использовании таких способов участия в общем собрании.
Говоря об изменениях порядка подготовки и проведения общего собрания акционеров, вступающих в силу с 1 июля 2016 г., необходимо обратить отдельное внимание на изменения, относящиеся к так называемой реформе корпоративных действий. В соответствии с действующим сегодня законодательством акционер при осуществлении корпоративных процедур, в том числе и при использовании своего права на участие в собрании, вынужден напрямую общаться с обществом, не используя инфраструктуру фондового рынка, что влечет для него дополнительные риски и издержки, особенно в случаях учета прав на ценные бумаги номинальным держателем. Преобразования в рамках реформы предоставляют таким акционерам право при проведении корпоративных действий контактировать только с лицом, которое ведет учет прав на его ценные бумаги, что, в свою очередь, позволит оптимизировать требования к осуществлению различных корпоративных процедур, в том числе и процедуры подготовки и проведения собрания. В этих целях законодатель, в первую очередь, меняет правила фиксации лиц, осуществляющих права по ценным бумагам, в том числе право на участие в собрании. С 1 июля 2016 г. порядок составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, будет регулироваться ст. 8.7-1 Федерального закона от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг». Новый порядок фиксации лиц, осуществляющих права по ценным бумагам, не предусматривает необходимости включения в список лиц к собранию конечного бенефициара, права на акции которого учитываются у номинального держателя, который согласно новым правилам и будет являться «агентом» такого акционера при осуществлении им своих прав. Подобные изменения, наряду с прочими преимуществами, позволят увеличить время для реализации права голоса владельцами, права которых на ценные бумаги учитываются номинальным держателем, и при этом существенно сократить сроки проведения собрания. Соответствующие изменения норм о сроках проведения общего собрания отражены в новой редакции в ст. 55 Закона об ОА, посвященной внеочередному общему собранию акционеров. С 1 июля 2016 г. надо будет руководствоваться следующими положениями о сроках проведения внеочередного собрания:
-
внеочередное собрание, созываемое по инициативе акционеров, владеющих не менее 10% голосующих акций, ревизионной комиссии и аудитора общества, должно быть проведено в течение 40 дней с момента представления соответствующего требования о созыве собрания (в действующей редакции — 50 дней);
-
внеочередное общее собрание акционеров, предлагаемая повестка дня которого содержит вопрос об избрании совета директоров, должно быть проведено в течение 75 дней с момента представления соответствующего требования о созыве собрания (в действующей редакции — 95 дней);
-
в случаях, когда в соответствии с законом совет директоров общества обязан принять решение о проведении внеочередного общего собрания акционеров для избрания членов совета директоров общества, такое общее собрание акционеров должно быть проведено в течение 70 дней с момента принятия решения о его проведении (в действующей редакции — 90 дней).
Корреспондируют этим изменениям ст. 55 Закона об АО и новая редакция ст. 52, содержащая нормы о сроках уведомления акционеров о собрании в случае, если повестка дня собрания включает вопрос об избрании совета директоров: введено правило об уведомлении акционеров за 50 дней до даты проведения собрания (в действующей редакции — 70 дней).
Закономерному изменению подверглась и ст. 51 Закона об АО, с 1 июля устанавливающая новые требования к определению даты составления списка лиц, имеющих право на участие в собрании акционеров: такая дата должна быть установлена не ранее чем через десять дней с даты принятия решения о созыве собрания и не более чем за 25, а в случае если повестка дня внеочередного собрания содержит вопрос об избрании совета директоров, не более чем за 55 дней до даты его проведения (в действующей редакции — не ранее чем через десять и не более чем за 50 и 80 дней соответственно).
В заключение напомним о действующей с 1 сентября 2014 г. обязанности по подтверждению принятых собранием решений и состава лиц, присутствовавших при их принятии, регистратором, осуществляющим функции счетной комиссии, или нотариусом (для публичных АО только регистратором). В пункте 107 постановления от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» Пленум ВС РФ поставил точку в споре о последствиях отсутствия такого подтверждения, сделав однозначный вывод о ничтожности решений собраний, не подтвержденных одним из предусмотренных ст. 67.1 ГК РФ способов. Следует, однако, заметить, что такой вывод высшая судебная инстанция распространила только на собрания, проводимые в очной форме, тем самым дав новый толчок развитию дискуссии о необходимости (или отсутствии таковой) подтверждения решений, принимаемых путем заочного голосования. В настоящее время можно лишь констатировать тот факт, что участниками такой дискуссии не выступают государственные органы, придерживающиеся позиции о необходимости подтверждения как решений общего собрания акционеров, проведенного в очной форме, так и решений, принятых путем заочного голосования.