К региональным и муниципальным закупкам будет допущен только российский легпром. Это следует из постановления Правительства РФ от 17.02.2016 № 108. Ранее запрет на белье, одежду и обувь из-за границы действовал только в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд. Это мера призвана стимулировать импортозамещение в легпроме, которое, по данным Минэконоразвития, в этом секторе не имеет устойчивого характера.
Статс-секретарь, заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов говорит: «Наша цель — привлечь к закупкам субъектов Федерации и муниципалитетов российских производителей и гарантировать им определенную долю рынка, что в условиях кризиса станет хорошим подспорьем национальной индустрии. Полагаю, что это не только увеличит спрос на российский легпром, но и даст мощный импульс для развития производства».
Кроме того, поправки предполагают запрет импорта при закупке услуг по аренде текстильных изделий для обеспечения федеральных и региональных нужд. Такие изделия должны быть изготовлены в России из отечественных материалов. В перечень запрещенных к импорту иностранных товаров вошли следующие категории: ковры, одежда из кожи, спецодежда, белье, меховые изделия, обувь, сумки и т. д. «Если бюджетные учреждения, например больницы, будут арендовать постельное белье, одеяла, различные изделия из текстиля и т. д., то заказать импортный товар они уже не смогут», — отметил В. Евтухов.
По данным Минпромторга, предприятия легкой промышленности имеют достаточный запас мощности для полного удовлетворения потребности в госзаказе, особенно в сфере постельного белья, махровых изделий, спецодежды, кожгалантереи. После принятия постановлений Правительства РФ № 269 и № 791 в рамках федерального госзаказа доля материалов стран — членов Таможенного союза увеличилась с 30% в 2011 г. до 83% в 2015 г. Однако если отечественные компании не смогут выполнить обоснованные требования заказчика, он может принять решение о закупке у иностранного государства.
Россияне экономят на обновлении гардероба
Искать новые формы поддержки отечественных предприятий власти подталкивает нисходящая динамика в легкой промышленности. По данным Минэкономразвития, в 2015 г. отмечено резкое сокращение темпов производства текстильного и швейного производства; производства кожи, изделий из кожи и производства обуви (в январе — августе 2015 г. 85,2 и 84,4% соответственно, в том числе в августе 2015 г. по сравнению с августом 2014 г.— 101,9 и 89,5%).
Нестабильная экономическая ситуация в стране привела к снижению темпов промышленного производства в целом (96,8%), реальных располагаемых доходов населения (94,7%), темпов розничного товарооборота (90,9%), сокращению потребительского спроса, в том числе на товары легкой промышленности, не имеющих первостепенного значения по сравнению с продуктами питания. Усугубило ситуацию то, что используемое в индустрии сырье в основном импортного происхождения (хлопок, шерсть, синтетические волокна и нити, ткани, трикотажное полотно), при росте курса доллара оно резко возросло в цене.
В январе — августе 2015 г. текстильное и швейное производство сократилось на 14,8% против роста на 2,6% за соответствующий период предыдущего года. В текстильном производстве, занимающем порядка 43% в общем объеме легкой промышленности, наиболее сложная ситуация складывается в производстве шерстяных и льняных тканей из-за хронических проблем, связанных с низким уровнем качества отечественного сырья (шерсти, льна), отсталой технологией производства, невостребованностью продукции из-за низкой конкурентоспособности, приведших к закрытию ряда предприятий.
«Текущий уровень рентабельности текстильного производства в совокупности с низким уровнем залоговой стоимости оборудования в текстильной промышленности ограничивает возможность привлечения кредитных ресурсов, что в свою очередь оказывает негативное влияние на развитие легкой промышленности в целом», — отмечается в социально-экономическом прогнозе Минэкономразвития на 2016 г. По данным ведомства, рентабельность текстильного и швейного производства в 1-м полугодии 2015 г. составила 11,1% (15,1% в 1-м полугодии 2014 г.), в том числе по текстильному производству — 4,5% (7,6%), производству одежды — 23,8% (24,2%), по производству кожи, изделий из кожи и производству обуви — 6,3% (5,5%), в том числе по дублению и отделке кожи — 2,7% (4,8%), по производству обуви — 9,7% (6,2%).
По импорту за январь — июнь 2015 г. объемы одежды составили 64,3% в стоимостном выражении, обуви кожаной — 60%. По экспорту по группе товаров «Текстиль, текстильные изделия и обувь» (коды ТН ВЭД ТС 50-67) объемы поставок составили 75,5% в стоимостном выражении. «Фактически темпы импорта и экспорта сопоставимы (65,2 и 75,5%), что свидетельствует о сохраняющейся сложной ситуации в экономике. Процесс импортозамещения в легкой промышленности не имеет устойчивого характера, так как его катализатором отчасти является снижение уровня жизни населения, в связи с чем происходит сжатие потребительского рынка товаров легкой промышленности в целом», — заключили в Минэкономразвития.
Спрос на текстиль близок к восстановлению
Тренд на снижение сохранился и в текущем году. По данным Росстата, легкая промышленность по большинству позиций в январе показала сокращение. Производство трикотажных изделий снизилось на 12,4%, костюмов — на 19,5%, обуви — на 11,7%. Тем не менее Минпромторг смотрит на ситуацию с оптимизмом. В. Евтухов в ходе пресс-конференции в ТАСС в феврале заявил, что, несмотря на кризисные явления, целый ряд сегментов отрасли демонстрируют рост. Так, производство синтетических тканей выросло на 14,7%, материалов нетканых — на 25,1%, спецодежды — на 9,1%, замши — на 19,2%. Поднялось на 21% и производство одежды из искусственного меха. Промышленно-торговое ведомство рассчитывает, что уже в марте текущего года рынок начнет восстанавливаться и покажет положительную динамику.
По данным Минэкономразвития, доля отечественных товаров на рынке товаров легкой промышленности на протяжении последних десяти лет составляла не более 29%. Значительного усиления позиций отечественных товаров легкой промышленности на рынке в ближайшие годы в экономическом министерстве не ожидают.
К сведению
Утверждена программа поддержки легпрома на 2016 г.
Правительство утвердило разработанную Минпромторгом программу поддержки легкой промышленности на 2016 г. Речь идет о пакете мер, направленных на обеспечение доступности финансовых ресурсов и стимулирование спроса на продукцию легпрома.
Говоря об изменениях, предусмотренных новой программой, заместитель министра промышленности и торговли В. Евтухов обратил внимание на поправки, предполагающие распространение поддержки Федеральной корпорации по развитию малого и среднего бизнеса на предприятия легпрома без ограничений по численности работников. Сейчас предприятия легкой промышленности, которые составляют костяк отрасли и имеют выручку, сопоставимую с выручкой малого и среднего бизнеса, в соответствии с законом не могут воспользоваться данной мерой поддержки, поскольку в силу специфических технологических операций на них занято более 250 человек.
Вместе с тем в планах чиновников ограничение допуска для осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд импортных товаров ватно-марлевой группы. Также министерство займется формированием понятия «монолот», что устранит из цепочки поставок для государственных нужд посредников, в услугах которых нет никакой необходимости.
Еще одна инициатива ведомства — субсидирование затрат на производство школьной формы для учеников начальных классов из российских камвольных тканей. «Ожидаемый эффект — мотивирование швейных предприятий приобретать отечественные камвольные ткани. Полагаем, что это приведет к росту производства отечественного камволя до 2 млн м в год. А одежда для школьников будет производиться из безопасных для здоровья материалов. Объем бюджетного финансирования — порядка 600 млн руб.», — сказал В. Евтухов.
Кроме того, предполагается разработка механизма обеспечения сотрудников МВД России форменной одеждой из тонких шерстяных камвольных тканей отечественного производства. Сейчас готовятся предложения по вопросу обеспечения пятилетней потребности МВД России в тканях в течение трех лет по фиксированной цене и выдаче швейным организациям со склада производителя тканей в качестве авансирования изготовления форменной одежды. Авторы проекта рассчитывают, что экономия бюджета составит порядка 3 млрд руб.
В настоящее время наиболее востребованной и самой действенной мерой поддержки в сложившейся ситуации, по мнению Минпромторга, является субсидия на компенсацию части затрат по кредитам на оборотные средства. В текущем году предприятия легкой промышленности смогут получить по этой программе 800 млн руб.