Ученый мир стойко верит, что будет услышан властями предержащими, и продолжает работу над решением современных проблем развития отечественной экономики, в том числе на муниципальном уровне.
Новым свидетельством оптимизма ученых стала VIII Международная научно-практическая конференция «Современная экономика: концепции и модели инновационного развития». Она состоялась 19—20 февраля в Российском экономическом университете имени Г.В. Плеханова.
«От рецессии к стабилизации и экономическому росту»
Главным итогом прошедшей дискуссии стал поиск экономико-правовых механизмов движения от рецессии к стабилизации и экономическому росту.
Вывод: практически исчерпана надежда преодолеть негативные тенденции с помощью механизмов рыночного саморегулирования.
Предложение: нужен переход к системе стратегического планирования.
Академик Виктор Полтерович не исключает даже возможности создания федерального агентства развития с целью создания системы национального планирования. По его словам, подобные административные структуры есть во Франции, Японии, Ирландии, Китае. Система национального планирования действует практически во всех экономиках мира. Ее называют еще индикативным планированием.
Ученый убежден, что для эффективной работы нужна команда единомышленников, а Минэкономразвития, Минфин и Центробанк находятся в постоянном противоречии. Новая административная единица положит конец раздраю, сформулирует миссию ЦБ РФ, выработает политику промышленного развития и программного бюджетирования. Планирование — не навязывание действий, а вовлечение бизнеса и общества в решение современных проблем, заявил В. Полтерович.
По мнению академика Михаила Горшкова, население чутко реагирует на происходящее. Так, согласно последним социологическим исследованиям, 82% россиян вернулись на свои огороды и дачи, 2/3 работающих имеют дополнительный заработок. Однако адаптивность людей расхолаживает чиновников. Они не видят этот ресурс. Им неведомо, что без мотивов и интересов ничего не происходит, какие бы циркуляры ни спускали сверху.
Академик Виктор Ивантер отметил, что надо любить бизнес, а он снова затаился в ожидании очередных управленческих новаций. Как результат почти директивной ставки на «быстрые деньги» он привел данные по мясной индустрии: производство мяса птицы выросло на 42%, а говядины — имеет минус 4%. Для роста экономики в целом нужны мощности, рабочая сила и деньги, говорит ученый, которого настораживает замедление экономического роста в КНР с 8 до 6,8% и далее до 4%. «Нам неоткуда будет брать кредиты», — утверждает В. Ивантер.
Выводы академиков и других участников научной дискуссии основаны на текущей социально-экономической ситуации в стране. Индекс промышленного производства в январе 2016 г. по сравнению с январем 2015 г. составил 97,3%, а по сравнению с декабрем 2014 г. — 80,3%. Снижение инвестиций в основной капитал оценивается в 10%. Резко упали реальные доходы населения.
Это грозит тем, что:
-
процесс стагнации и низкие темпы роста национальной экономики могут приобрести долговременный характер;
-
ослабнут конкурентные позиции России в мировой экономике и политике;
-
возобладает тренд отставания страны от ведущих держав;
-
будет утрачена значительная часть социальных завоеваний последних лет.
Отмечено, что предложенный научным сообществом переход к системе стратегического планирования будет непростым. Он потребует качественно иного уровня понимания места и роли государства в современной экономике.
Все делается на земле. Экономика в том числе
Одним из аспектов переосмысления названа муниципальная экономика. Ректор Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова доктор экономических наук Виктор Гришин сказал, что все делается на земле, а это вопросы местного самоуправления.
Тем удивительнее, что в федеральном законе о стратегическом планировании (от 28.06.2014 № 172-ФЗ) не нашлось места для муниципальных образований. Еще в мае 2015 г. на «Абалкинских чтениях» на это обратил внимание доктор экономических наук Евгений Бухвальд из Института экономики РАН. Он указал тогда, что с принятием закона о стратегическом планировании оказалось, что муниципалитеты не имеют «четкой долговременной перспективы „включения“ их территорий в сферу реализации государственных программ федерального и регионального уровня, в орбиту деятельности федеральных и региональных институтов развития». Тем печальнее, по его мнению, что Минэкономразвития не поддержало предложение экспертов о пилотной апробации нового закона в отдельных регионах страны с разным уровнем социально-экономического развития. Ученый напомнил опыт реализации закона о местном самоуправлении (от 06.10.2003 № 131-ФЗ) с трехлетним переходным периодом. «При всей проблематичности положений реформы местного самоуправления 2003 г., особенно в ее начальной версии, введение переходного периода позволило существенно повысить адаптивность ее основных положений и снять возможную дезорганизацию муниципального управления на местах», — подчеркнул Е. Бухвальд.
Голос не был услышан, и прошедшая в этом году 19—20 февраля конференция рекомендует властям:
-
уточнить правовую трактовку стратегического планирования в муниципальном звене управления;
-
признать обязательной практику стратегического планирования на уровне муниципальных районов и городских округов.
С этой целью предложено внести соответствующее дополнение в закон № 172-ФЗ и ввести отдельную главу в закон № 131-ФЗ. Другие рекомендации научно-практической конференции относительно муниципальной экономики даны отдельно под заголовком «К сведению».
Принявший участие в научно-практической конференции сенатор Дмитрий Азаров, возглавляющий в Совете Федерации Комитет по федеральному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, заявил, что получил «домашнее задание» для себя и для своих коллег. «Обязательно займемся прозвучавшими предложениями», — заверил он участников международной конференции.
Возможно, это первый сигнал того, что власть услышит-таки обоснованные выводы и рекомендации научного сообщества, чтобы страну перестало лихорадить от кризиса к кризису.
К сведению
В области развития экономики муниципальных образований
В целях повышения роли муниципального звена управления в развитии промышленности выделить группу промышленно-инновационных муниципальных образований, переведя их на особые принципы организации местного самоуправления и формирования местных бюджетов, включив в данную группу:
федеральные наукограды;
федеральные и региональные особые экономические зоны;
промышленные парки и индустриальные округа.
В целях укрепления финансовой базы местного самоуправления Министерству финансов РФ подготовить предложения, направленные:
на расширение состава гарантированных доходных источников местных бюджетов, привязав их к развитию реального сектора экономики территорий;
на увеличение круга возможных местных налогов и расширение права органов муниципального управления по регулированию всех вопросов их введения и взимания.
ИСТОЧНИК: Рекомендации VIII международной научно-практической конференции «Современная экономика: концепции и модели инновационного развития»