Росстат обнародовал данные Роспотребнадзора о количестве и результатах проверок торговых организаций в минувшем году. Из них следует, что сумма наложенных штрафов в торговле выросла по сравнению с 2014 г. в 4,4 раза. При этом никакой иронии в заголовке к этой заметке нет…
В 2015 г. органами Роспотребнадзора проведено 60 200 проверок торгующих организаций, было выявлено 52 800 административных правонарушений по следующим статьям: нарушение правил продажи отдельных видов товаров — 38%, нарушение иных прав потребителей — 25%, продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин — 8,4%, обман потребителей — 4,5%, невыполнение в срок законного предписания — 3,1%. К административной ответственности привлечено 43 200 правонарушителей. Сумма взысканных штрафов составила 159,3 млн руб. (18,8% от общей суммы наложенных штрафов).
Напомним, что в 2014 г. было проведено 56 700 проверок, выявлено 47 500 административных правонарушений и столько же привлечено к ответственности, сумма взысканных штрафов составила 149,5 млн руб. (77,6% от наложенных штрафов).
Сравнения показывают, что количество проверок торгующих организаций в 2015 г. выросло на 6,2%, правонарушений — на 11,2%, число привлеченных к административной ответственности сократилось на 9,1%, а сумма взысканных штрафов увеличилась на 6,55%.
Несложно также высчитать, что сумма наложенных штрафов выросла в 2015 г. на 339,9%, или в 4,4 раза, а средний размер штрафа — на 390% (в 4,9 раза). Но здесь уместно слово «всего», поскольку еще по итогам января — сентября прошлого года аналогичные сопоставления составляли 616,2% (рост в 7,2 раза) и 663,5% (7,6 раза) соответственно. Если в среднем за три квартала штрафов выписывалось на 275,5 млн руб., то в IV квартале — всего 20,85 млн руб. Очевидно, что в конце 2015 г. торговля «сделала выводы», а контролеры это зафиксировали.
К представленной таблице добавим, что в 2015 г. средний процент претензий к качеству отечественных продовольственных товаров составил 2,75%, что на 1,15 п.п. больше, чем в 2014 г., а по непродовольственным — 4,75%, с приростом на 0,85 п.п. По импортным товарам соответствующие показатели — 3,3% (–1,1 п.п.) и 8,8% (–4,1 п.п.). Как видим, в отличие от отечественных, качество импортных товаров в среднем «подтянулось», но претензий к импорту все равно больше.
Качество товаров, поступивших на потребительский рынок*,% от количества отобранных образцов (проб) товаров по каждой товарной группе
|
Установлены ненадлежащее качество и (или) опасность товаров |
|||
---|---|---|---|---|
отечественных |
импортных |
|||
01—09.2015 г. |
справочно 01—09.2014 г. |
01—09.2015 г. |
справочно 01—09.2014 г. |
|
Продовольственные товары |
||||
Мясо и птица |
5,4 |
1,6 |
3,3 |
3,9 |
Изделия колбасные |
2,7 |
0,6 |
2,3 |
1,3 |
Консервы мясные и мясорастительные |
0,3 |
0,3 |
0,5 |
0,1 |
Продукция рыбная пищевая товарная |
8,3 |
4,1 |
19,4 |
18,4 |
Масло животное |
4,3 |
3,7 |
0,1 |
1,7 |
Масла растительные |
0,4 |
0,4 |
0,1 |
1,6 |
Цельномолочная продукция |
5,8 |
4,3 |
2,6 |
2,1 |
Кондитерские изделия |
4,3 |
2,3 |
5,6 |
25,4 |
Сахар |
0,1 |
0,7 |
4,0 |
1,0 |
Сыры жирные |
2,3 |
2,5 |
4,5 |
3,9 |
Изделия макаронные |
0,6 |
0,2 |
0,3 |
0,4 |
Крупа |
1,3 |
0,7 |
0,6 |
10,7 |
Консервы плодоовощные и ягодные |
2,5 |
0,5 |
7,3 |
1,0 |
Папиросы и сигареты |
4,5 |
0,3 |
0,9 |
2,2 |
Водка и ликероводочные изделия |
2,9 |
6,1 |
0,4 |
1,0 |
Вина виноградные и плодовые |
1,5 |
0,9 |
1,9 |
1,6 |
Коньяки, коньячные напитки и спирты коньячные |
0,7 |
0,9 |
0,3 |
0,3 |
Вина шампанские и игристые |
0,2 |
0,2 |
0,6 |
1,0 |
Пиво |
4,2 |
1,3 |
8,1 |
5,3 |
Непродовольственные товары |
||||
Изделия швейные |
10,5 |
4,3 |
6,2 |
27,7 |
Изделия чулочно-носочные |
1,7 |
5,4 |
0,6 |
7,2 |
Обувь кожаная |
14,7 |
2,5 |
14,3 |
1,6 |
Изделия трикотажные |
7,9 |
2,8 |
7,9 |
8,0 |
Телевизоры |
2,2 |
1,0 |
5,2 |
10,9 |
Аппаратура видеозаписи и воспроизведения бытовая (видеомагнитофоны) |
2,8 |
1,6 |
17,7 |
20,5 |
Видео- и аудиокассеты с записью |
3,1 |
11,9 |
0,0 |
6,0 |
Устройства радиоприемные |
1,0 |
2,6 |
12,8 |
18,2 |
Холодильники бытовые |
0,8 |
0,6 |
1,1 |
10,3 |
Часы бытовые |
7,8 |
7,1 |
17,9 |
42,8 |
Машины стиральные |
0,6 |
0,2 |
8,2 |
8,0 |
Электропылесосы |
2,1 |
1,7 |
15,7 |
4,7 |
Мебель бытовая |
17,4 |
13,8 |
30,0 |
33,1 |
Изделия парфюмерно-косметические |
0,6 |
0,9 |
3,9 |
7,7 |
Мыло туалетное твердое |
0,1 |
5,4 |
0,0 |
0,3 |
Синтетические моющие средства |
6,2 |
0,5 |
0,6 |
0,9 |
Фотоаппараты |
1,2 |
3,8 |
8,3 |
10,7 |
* По данным Роспотребнадзора. ИСТОЧНИК: Росстат |