План действий правительства на нынешний год, утвержденный премьером на днях, оказался «короче» прежней версии этого документа почти на 200 млрд руб. Кабинет министров пока не нашел средств для увеличения проектного финансирования, поддержки производителей оборудования и техники, транспортного лизинга и пр. Зато бизнесу пообещали ряд законодательных и нормативных новаций, которые должны улучшить инвестиционный климат.
Мероприятия плана действий правительства, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития России в 2016 г., сгруппированы по двум основным направлениям.
К первой группе, по словам Дмитрия Медведева, относятся так называемые меры оперативного реагирования. «Их цель — поддержка тех секторов экономики, которые хотя и испытывают сегодня значительные трудности, но имеют и значительный потенциал роста, — отметил премьер. — Это автопром, легкая промышленность, транспортное машиностроение, сельхозмашиностроение, сельское хозяйство и жилищное строительство».
Ряд мер, на финансирование которых в прежней версии документа предполагалось выделение средств, теперь просто обозначен без определения конкретных сумм. Так, пока не нашлось денег для увеличения поддержки производителей оборудования и техники, транспортного лизинга и проектного финансирования.
Между тем бизнес считает, что сегодня необходимо активизировать рефинансирование институтов развития, нацеленных на реальный сектор экономики, например Фонда развития промышленности (ФРП). В прошлом году ему, по словам сопредседателя «Деловой России» Антона Данилова-Данильяна, было выделено только 20 млрд руб., и на текущий год заложена та же сумма. «В результате в Фонд поступило 1300 заявок, а деньги кончились после 55. Экспертный совет, состоящий из независимых экспертов, одобрил всего 74 заявки, то есть, по сути, уже залез в программу текущего года», — прокомментировал ситуацию «делорос», возглавляющий экспертный совет Фонда.
Объем средств на инвестиционный процесс внутри страны можно увеличить через выпуск облигаций самим ФРП, которые выкупал бы Центробанк. «Здесь нет никакого инфляционного риска по одной очень простой причине: по опыту работы Фонда в прошлом году мы имеем на один рубль выданных Фондом займов два рубля привлеченных от коммерческих банков и еще один рубль — от самого заявителя», — подчеркнул г-н Данилов-Данильян. Такую практику можно было расширить и на ряд других институтов развития (решение по этому вопросу может принять президент страны через соответствующее поручение).
«Действий правительства явно недостаточно, — уверен директор по инвестициям компании «AGT-инвест» Дмитрий Нужденов. — За бортом оставлены, например, такие направления действий, как работа с компаниями и предприятиями, находящимися на грани закрытия или существенного сокращения сотрудников. Возможно, стоит лучше прислушиваться к проблемам малого и среднего бизнеса, и своевременная помощь не приведет к увольнениям сотрудников. Возможно, также стоит стимулировать создание нового бизнеса по разным направлениям и увеличивать льготы за инвестиции и создание новых рабочих мест».
Конечно, денег в условиях кризиса всегда не хватает, зато правительство не поскупилось на обещания ряда законодательных инициатив, которые способны улучшить инвестиционный климат. Они обозначены во второй части плана. Там, в частности, «предполагается закончить работу над многострадальными поправками в законодательство, которые расширят основания для применения наказаний, не связанных с лишением свободы за преступления в сфере предпринимательства» (весьма обтекаемая формулировка, прямо скажем).
В систему госконтроля (надзора) Кабинет министров собирается ввести институт предостережения о недопущении нарушений обязательных требований (проще говоря, бизнесменов будут сначала предупреждать и лишь потом — штрафовать). Также предполагается применение риск-ориентированного подхода при организации внеплановых проверок, что поможет сократить их количество (верится с трудом, но посмотрим…).
Наконец, в плане работы правительства на текущий год бизнесу в очередной раз пообещали сделать прозрачной систему подключения к инфраструктуре и, конечно, снизить ее стоимость. А практику администрирования неналоговых платежей — сделать единообразной и сократить, таким образом, общую финансовую нагрузку на предпринимателей.