Объем российского ВВП снизился в прошлом году на 3,7%, а потребление домашних хозяйств упало почти в три раза больше — на 10,1%. Доходы граждан «пикируют», таща за собой не только сектор торговли, но и производителей товаров и услуг.
Уровень безработицы остается, по оценке экспертов РАНХиГС, подготовивших «Мониторинг социально-экономического положения и самочувствия населения», одним из немногочисленных «светлых пятен» в потоке негативных показателей, характеризующих жизнь россиян и ситуацию в потребительском секторе экономики. По предварительным оценкам Росстата, в январе 2016 г. он составил 5,8% (практически остался на уровне ноября — декабря прошлого года).
Регистрируемая безработица в 2015-м — начале 2016 г. также оказалась лишь немногим выше уровня 2014 г. К началу февраля этого года в службах занятости было зарегистрировано около 1 млн человек. Таким образом, спад в экономике практически не повлек за собой роста безработицы. Это отличает текущую ситуацию от прошлого кризиса, когда уровень безработицы вырос за период 2007—2009 гг. на 2,7 п.п.
Вместе с тем средняя доля работающих неполное рабочее время по инициативе работодателя или соглашению сторон за три квартала 2015 г. выросла до 2,4% от общей численности списочного состава. За тот же период с 0,6 до 0,7% выросла доля работников, находившихся в простое по вине работодателя и по причинам, не зависящим от работодателя и работника. С 6,9 до 7,1% увеличилась средняя доля работников, имеющих отпуска без сохранения заработной платы по заявлению сотрудника.
Более или менее стабильная ситуация в области безработицы сопровождалась в прошлом году высоким уровнем инфляции. Она за 12 месяцев 2015 г. выросла на 12,9% (это самый большой прирост индекса потребительских цен за последние семь лет). Продовольственные товары подорожали на 14%, непродовольственные — на 13,7%, платные услуги — на 10,2%.
В карманах пустеет, оптимизм гаснет
Невысокий рост номинальной зарплаты в сочетании с всплеском инфляции привел к резкому снижению реальных располагаемых денежных доходов населения, реальной заработной платы и реального размера назначенных пенсий.
Реальные располагаемые денежные доходы населения (за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) снизились в январе 2016 г. по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. на 6,3%.
Реальная заработная плата упала на 6,1%. Реальный размер назначенных пенсий снизился в декабре 2015 г. по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. на 1,7%.
В среднем за 2015 г. по сравнению с предыдущим годом реальные располагаемые денежные доходы населения снизились на 4%, реальная заработная плата — на 9,5%, а реальный размер назначенных пенсий — на 3,8%.
Величина прожиточного минимума в III квартале 2015 г. в годовом сопоставлении увеличилась для трудоспособного населения и для пенсионеров на 19,5%, а для детей — на 21,4%.
По вполне понятным причинам снижение реальных доходов приводит к ухудшению социального самочувствия населения. Доля пессимистов, считающих, что ситуация в экономике будет развиваться негативно, сейчас высока и составляет порядка трети граждан, опрошенных экспертами РАНХиГС. Также достаточно высока доля тех, кто затрудняется ответить на вопрос о перспективах преодоления кризиса (15—16% респондентов).
Интересная деталь: практически не меняется доля граждан, считающих себя неуязвимыми для кризиса. Правда, размер группы «неуязвимых» находится в пределах всего лишь 10% населения.
Доля же тех, кого непосредственно затронул кризис (незначительно или в сильной степени), в совокупности достаточно высока. В ноябре 2015 г. она достигла 75%, в том числе тех, кого кризис затронул в сильной степени,— 31%.
Негативные ожидания формируются в отношении потери работы, перехода на неполную рабочую неделю, понижения размера зарплаты, ухода в неоплачиваемый отпуск. К концу 2015 г. увеличилась доля тех, у кого эти события уже произошли, при этом негативные ожидания сохраняют свой объем и значимость по каждой из перечисленных позиций.
Потребление идет «на минус»
Следующее звено в цепи грустных изменений, связанных с положением граждан, — снижение потребительской активности во всех доходных группах населения.
Данные Мониторинга демонстрируют заметное сокращение потребительской активности, причем не только среди малообеспеченных групп населения, но и в слое средне- и относительно высокообеспеченных людей.
Потребительская активность сокращается по всем видам товаров и услуг. Половина респондентов отметили сокращение затрат на приобретение продуктов питания, 20% — на покупку лекарств, около 25% — на оплату медицинских и образовательных услуг. Среди граждан распространены опасения, что расходы, как в сфере первичного потребления, так и составляющие стиль жизни, в ближайшем будущем придется сократить.
Если малообеспеченные слои в большей степени сокращают расходы на еду, то относительно высокообеспеченные — на заграничные поездки и социальные услуги. Ученые РАНХиГС отмечают, что потери бедного населения в наибольшей степени затрагивают базовые стороны жизнедеятельности (питание, лекарства) и лишают их доступа к важным социальным благам (медицинские услуги) и каналам вертикальной мобильности (доступ к дополнительному образованию). При этом масштабы социально-экономического неравенства растут.
Граждане с приличными доходами становятся более бережливыми. Доля денежных доходов, использованных на формирование сбережений, увеличилась в 2015 г. на 7,2 п.п. по сравнению с 2014 г.
Возросла доля сбережений во вкладах и ценных бумагах. Кроме того, по сравнению с 2011—2013 гг. в 2014 и 2015 гг. выросла доля «прочих сбережений», включающих изменение средств на счетах индивидуальных предпринимателей, приобретение недвижимости, покупку населением скота и птицы.
В целом в 2015 г. по сравнению с 2014 г. доля денежных доходов, использованных на покупку товаров и услуг, сократилась на 4 п.п. (с 75,3 до 71,3%). Таким образом, отвечая на рост потребительских цен, население снижает потребление товаров и услуг.
Сокращение потребления населением стало самым сильным за последние 20 лет.
Сжатие внутреннего спроса привело к падению импорта товаров и услуг более чем на четверть (25,6%).
И, конечно, резко снизился оборот розничной торговли (по сравнению с 2014 г. на 10%), что соответствует масштабам сокращения потребления домашних хозяйств.