Устроитель конференции «Авиатопливо-2016» — Центр стратегических разработок в гражданской авиации (ЦСР ГА) — перешел на новый формат организации своих мероприятий. Помимо теоретических дискуссий в пределах аудитории здесь в рамках тематики предлагается практическая сверка полемических обсуждений с практическим осмотром реальных объектов. На этот раз такую возможность участникам конференции предоставило руководство ЗАО «Топливозаправочный сервис» аэропорта Внуково.
Интерес к экскурсии был. Еще не совсем утихли страсти относительно введенного в 2011 г. техрегламента Таможенного союза ТР ТС 013/2011. Тот документ был встречен значительной частью экспертного сообщества в штыки. Приводились самые апокалипсические прогнозы, связанные с безопасностью полетов. Сведущими лицами указывалось, что перед выпуском топлива в обращение проводится подтверждение соответствия топлива требованиям техрегламента в форме декларирования соответствия. Причем процедуру декларирования проводит опять же сам изготовитель продукта. Было любопытно, как отразилось вступление в силу норм нового техрегламента на деятельности крайнего звена доставки авиатоплива «в крыло» — ТЗК.
Время для перевооружения
Самое старое здание внуковского топливозаправочного комплекса построено еще пленными немцами.
Здесь два склада хранения ГСМ. Топливо поступает двумя путями: железной дорогой (на сливную эстакаду на десять вагонов, на разгрузку которых тратится 2,5 часа. Летний режим — до шести поставок в сутки) и по кольцевому московскому трубопроводу (снабжает дизелем, бензином и авиатопливом). Топливо поступает c нескольких заводов. В основном из МНПЗ (АО «Газпромнефть — Московский НПЗ» — нефтеперерабатывающее предприятие компании «Газпромнефть»). Штат компании — порядка 450 человек. Большая часть коллектива — водители. В данный момент их число убавилось ввиду резкого снижения потребления объемов авиакеросина эксплуатантами.
Однако вынужденный спад в какой-то степени на руку предприятию. Аэропорт Внуково занимает третье место в рейтинге аэропортов Москвы по объемам перевозок и по топливообеспечению авиакомпаний. В последние годы он стабильно развивался. Согласно прогнозу на два ближайших года объем осуществляемых пассажирских перевозок должен возрасти существенно, что неизбежно потребует возрастания объема заправок. Нагрузка может дойти до 5000 т за сутки. Сейчас проводится крупномасштабная модернизация всего комплекса, обслуживающего самолеты.
Строительные и реконструкционные работы были начаты в соответствии с разработанным планом развития в 2010 г. По проекту модернизации центральной заправочной системы (ЦЗС) объект должен располагать резервуарным парком, состоящим из восьми вертикальных емкостей объемом 5000 куб. м под авиатопливо ТС‑1, двумя — по 1000 куб. м каждая для хранения авиатоплива Jet A‑1, парком горизонтальных резервуаров. Для защиты окружающей среды вокруг возводимых резервуаров будет находиться монолитная железобетонная стена высотой 1,5 м, которая должна предотвратить разлив топлива в случае аварийной ситуации. Завершение строительства предполагалось в 2015 г., но срок сдачи объекта передвинут на 2018 г.
Дело — труба
Сопровождал нашу группу по объекту главный инженер предприятия Никита Дружинин. «Общая емкость склада составляет 17 000 кубов, — поясняет он. — На прием топлива работают семь резервуаров емкостью по 2000 т каждый. В „верхнем“ парке, где мы находимся, размещены три резервуара. Сюда поступает горючее только с магистрального нефтепродуктопровода. „Нижний“ парк, куда мы направляемся, осуществляет прием топлива только по железной дороге. Емкости парков между собой не соединяются. Так требует технология. В день по „железке“ принимаем порядка 60 цистерн. В хорошие летние времена в неделю поступает по Володарке (МКНПП — Московский кольцевой нефтепродуктопровод) примерно 6000 т авиатоплива. В среднем соотношение поступления топлива в цистернах и по трубопроводу летом было равное».
Сейчас процентов 20 поступает по трубе и 80 — железной дорогой. В данный момент поставки по трубопроводу минимальны. Снижение забора топлива из трубы наш гид объяснил тем, что с приходом в Шереметьево «Роснефти» как полноценного акционера прокачка в этот аэропорт увеличилась. И как следствие, уменьшилась доля Внуково.
«Летом, — говорит Н. Дружинин, — мы ставили рекорды. 3500 т в сутки для нас огромный показатель». Напомним, в августе в аэропорту Внуково зафиксирован исторический максимум по пассажиропотоку, который впервые преодолел двухмиллионный рубеж и превысил показатели прошлого года на 40%. Это абсолютный рекорд за всю почти 75-летнюю историю аэропорта.
«Гидрантная система ЦЗС в полном составе находится в процессе строительства, — продолжает ознакомительный экскурс наш гид. — В пиковые периоды это усугубляет ситуацию. Перевалку „в крыло“ осуществляли всего лишь тремя десятками топливозаправщиков. Задержек рейсов по причине несвоевременного авиатопливообесепечения за год было меньше десятка. Мы выжали максимум из своих возможностей. Расход с уходом „Трансаэро“ и отсутствием рейсов на Турцию и Египет резко сократился. В 3,5 раза. Летом отпускали „в крыло“ 3500 кубов в месяц, сейчас 1000».
Подошли к установке на выходе из МКНПП. «Здесь, — рассказывает наш провожатый, — пришлось дополнительно ставить фильтрационные элементы. В 2011 г., когда было произведено замещение керосинового кольца на дизельное, все ТЗК Московского авиаузла стали обильно получать топливо с сильным загрязнением. Оно то появляется, то исчезает. Обусловлено это, как нам объясняют, состоянием трубы. Мы считаем, что это связано с плохой очисткой дизельного кольца. После „замещения“ мы почти весь 2012 г. получали черное топливо. И сейчас циклично, раз в год, на три-четыре месяца в трубе появляется грязь. Отстаивали его и дополнительно фильтровали. Результат вынужденной доочистки — данная установка. Процесс осваивали методом подбора. Он предусматривает несколько ступеней, каждая из которых задействуется в зависимости от степени загрязнения. К сожалению, мы в этом смысле находимся в самом трудном положении из столичных аэропортов. Домодедово расположено в десяти километрах от основных резервуаров Володарки. Шереметьево имеет два полукольца МКНПП, то есть может получать топливо как по восточной, так и по западной веткам. Мы — только по западному полукольцу», — сокрушается главный инженер.
Какая из поставок экономичнее — по трубе или рельсам? «Та, у которой топливо чище», — улыбается главный инженер.
Опасная грязь
О существе проблемы загрязнения авиатоплива стоит сказать отдельно. 52% от суммарного объема реализации авиатоплива (для гражданской авиации) приходится на аэропорты Московского авиационного узла (МАУ). Ожидается, что потребление авиатоплива в РФ к 2020 г. возрастет до 14,3 млн т, при этом среднегодовой рост потребления с 2015 г. будет находиться на уровне 2,9%. Эксперты связывают это с обновлением парка ВС, наблюдаемое в отрасли в последние годы, что приводит к снижению удельного расхода топлива, в результате чего темп роста потребления авиакеросина замедлится и стабилизируется. По прогнозам, к 2018 г. 80% топлива, потребляемого аэропортами столичного авиационного узла, будет доставляться туда трубопроводным транспортом. Аналитики утверждают, что потребление нефтепродуктов таково, что уже через несколько лет нам сегодняшних мощностей не хватит. Прогнозы эти исходят из того, что аэропорты наращивают объемы перевозок, соответственно, растет и потребление топлива. Доставка его по трубопроводной системе отличается целым рядом преимуществ (надежность, безопасность, экологическая чистота и проч.) в сравнении с другими видами транспорта. Это подтверждают цифры: если в 2010 г. по МКНПП было перекачано в аэропорты 1,29 млн т авиатоплива, то в 2014 г. — уже 1,76 млн т.
Владелец трубопровода АО «Мостранснефтепродукт» (МТНП) занимается его расширением и модернизацией. МКНПП был построен в 1974—1981 гг., и его конструкция не предусматривала периодическую очистку внутренней полости трубы и внутритрубную диагностику. Отсутствовали стационарные узлы пуска и приема средств очистки и диагностики, имелись многочисленные ненормативные конструктивные элементы: крутоизогнутые отводы, тройники, местные сужения.
Проект реконструкции кольцевого трубопровода называют одним из важнейших в регионе. Речь идет об очистке и диагностике МКНПП. Для решения задачи по безопасной эксплуатации МКНПП начиная с 2009 г. были реализованы технические решения для пропуска снарядов и диагностики трубопроводов. Для этого были смонтированы узлы пуска и приема средств очистки и диагностики, устранены все препятствующие диагностике ненормативные конструктивные элементы. Выполнено соединение восточного и западного полуколец для проведения непрерывной (безостановочной) перекачки и пропуска средств очистки и диагностики без ограничения поставок топлива потребителям.
В 2010 г. такие работы завершили на трубопроводной линии для транспортировки бензинов, к осени 2011-го — на линии дизельного топлива. Затем наступил наиболее сложный этап — очистка и диагностика линии ТС. Пропускать диагностические приборы вместе с керосином невозможно — требования к качеству авиационного топлива очень жесткие: никаких «посторонних» предметов. Поэтому, чтобы проверить керосиновую нитку МКНПП, в 2011—2012 гг. провели уникальную операцию замещения нефтепродуктов. Авиационное топливо переместили в дизельную нитку, а дизель начали качать по линии ТС, на которой запустили диагностические приборы. График поставок топлива в аэропорты не пострадал, качество продукта сохранилось на должном уровне, а все трубы получили требуемую диагностику. Операция велась под контролем Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации (ГосНИИ ГА). Сегодня работа вышла на завершающую стадию. Очистка, диагностика и первоочередные профилактические работы на западном полукольце уже завершены, пройден участок от ЛПДС «Володарская» до НС «Солнечногорская».
Лаборатория дает добро
— Мы способны осуществлять контроль качества авиатоплива и других жидкостей, всего 40 наименований, по 35 показателям, — говорит начальник лаборатории ГСМ аэропорта Внуково Лидия Толстова. — В настоящее время контролируем топливо по 15 показателям согласно нормативной документации.
При удовлетворительном качестве топлива в приемном резервуаре лаборатория выдает анализ пригодности, где в заключении сообщается, что авиакеросин пригоден для перекачки в расходные резервуары. В реестре лаборатории 11 заводов — изготовителей топлива. Из них четыре производят марку РТ, остальные ТС‑1.
Таким образом, основная цель модернизации — повышение контроля качества и безопасности. Если и впрямь объемы перевозок будут расти, то старыми методами уже не обойтись. Во Внуково это понимают и намерены завершить перестройку в положенный срок.