Второй раз за последние три с небольшим месяца вопросы местного самоуправления выносятся в повестку дня всероссийского сбора неравнодушных граждан — 6 марта в Подмосковье прошел чрезвычайный съезд представителей сел, деревень и малых городов.
Участвовать в работе съезда изъявили желание более 1600 человек, но приехать смогли немногим более 400 инициативных россиян. Ранее, 21—22 ноября 2015 г., проблемы муниципальной реформы обсуждались на Общероссийском гражданском форуме, проводимом ежегодно Комитетом гражданских инициатив («ЭЖ», 2015, № 46). На него тоже не смогли приехать все желающие.
Если на ноябрьском сборе активных россиян обсуждались общие вопросы муниципального управления, то повестка дня мартовского собрания была предельно однозначной — «Спасти российское село». В зале ДК совхоза имени В.И. Ленина царила атмосфера открытости и доброжелательности, что не мешало аудитории прерывать пустопорожние выступления. Все жаждали ответа на вопрос «Что делать?», а не перечисления «болячек», обид и достижений. Предложения требовались дельные, поскольку собрались люди дела, трудом своим и его результатами доказывающие, что сельское хозяйство и местное самоуправление неотделимы друг от друга, что развивать аграрное производство невозможно без полноценной муниципальной власти.
«Деревня — это не только агропромышленный комплекс. В деревне всегда была многоукладная экономика и многоукладная жизнь. Надо говорить о том, где работать сельским жителям и как сегодня людям больше зарабатывать», — сказал президент Фонда местных сообществ «Инициатива» из Архангельской области Глеб Тюрин. По его мнению, органы местного самоуправления не могут зарабатывать деньги и не отвечают за экономическое развитие территорий. Он считает, что надо переходить от госпрограмм к локальным экономикам и помогать местным общинам и экопоселениям горожан, поднимающих глубинку.
Председатель Ассоциации руководителей сельскохозяйственных предприятий Новосибирской области Анатолий Степанов предложил создать институты развития аграрного производства по типу конструкторских бюро в промышленности. И отойти от либеральной экономики. По его словам, нужна смена системы управления, поскольку Минсельхоз занимается сбором информации и распределением бюджетных средств. В качестве примера он привел былой Росагропром, который объединил на время АПК и ОПК — оборонно-промышленный комплекс — на выполнение Продовольственной программы. «Мы здесь собрались тоже консолидироваться, чтобы быть услышанными. Ведь мы можем накормить половину земного шара», — сказал А. Степанов.
Сопредседатель общественного движения «Федеральный сельсовет», организатор чрезвычайного съезда Василий Мельниченко заметил, что на землю без народа приходит народ без земли. «Мы — народ, от нас зависит, чтобы наши дети учились, а мы работали», — заявил В. Мельниченко.
«Все земельные платежи следует направлять в местные и региональные бюджеты, иначе земля так и останется источником коррупции», — сказал ученый из Института экономики РАН Иван Стариков.
Доктор экономических наук, председатель сельхозартели «Колхоз „Маяк“» (Калужская область») Валерий Еремеев предложил дополнить функции органов местного самоуправления обязанностью развивать производство сельскохозяйственной и промышленной продукции.
По словам главы сельского поселения «Совхоз имени Ленина» Елены Добренковой, местное самоуправление тоже в опасности. Достижения своего поселения она назвала заслугой градообразующего сельскохозяйственного предприятия.
Мало кто задавался вопросом «Кто виноват?», но без упреков не обошлось. Так, председатель «Байкалбиоинжиниринга» Сергей Перевозников из села Бугульдейка Иркутской области заявил, что Россельхобанк соответствует нормативам Центробанка, но «убивает сельское хозяйство». А в резолюции съезда «основной причиной снижения качества жизни сельского населения» названа «сложившаяся неэффективная система государственного управления сельскими территориями». Посчитано, что это следствие прямого неисполнения Правительством РФ поручений главы государства от 6 мая 2014 г. Съезд проголосовал за создание при Президенте РФ Центра развития сельских территорий и малых городов России и предложил Владимиру Путину назначить председателем новой структуры руководителя президентской администрации Сергея Иванова. Под его руководством предложено:
-
выяснить причины неисполнения поручений Президента РФ;
-
обсудить вопросы реализации Доктрины продовольственной безопасности;
-
уточнить полномочия и ответственность муниципальной власти.
К сведению
Поручения Президента РФ по развитию сельских территорий страны от 06.05.2014.
Правительству РФ совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ:
а) обобщить и распространить положительный опыт:
создания современных сельских поселений нового типа с развитой производственной и инженерной инфраструктурой;
привлечения молодежи на работу в сельскую местность.
Доклад — до 15.09.2014.
б) принять дополнительные меры, направленные на организацию работы транспорта в целях обеспечения доступности организаций здравоохранения, образовательных организаций, учреждений культуры и социального обслуживания для сельского населения.
Срок — 01.03.2015.
в) определить в федеральном плане статистических работ перечень показателей по муниципальным образованиям, необходимых для получения качественных и актуальных статистических данных по сельским территориям, и обеспечить своевременное получение таких данных.
Срок — 20.07.2014.
г) подготовить предложения по развитию сети оптово-распределительных центров для сбыта сельскохозяйственной продукции, предусмотрев:
создание необходимой инженерной и транспортной инфраструктуры;
организацию фитосанитарного и ветеринарного контроля;
обеспечение функционирования автоматизированных информационных логистических и расчетных систем.
Доклад — до 15.08.2014.
д) обеспечить регулярное освещение в средствах массовой информации успешных проектов, реализуемых в сельской местности, а также деятельности кооперативов и народных предприятий.
Доклад — до 01.09.2014.
Ответственные: Медведев Д.А., высшие должностные лица субъектов РФ.
Рекомендовать Центральному банку РФ совместно с ОАО «Россельхозбанк», другими заинтересованными российскими кредитными организациями и при участии Правительства РФ подготовить предложения:
а) по разработке и внедрению банковских продуктов, ориентированных на поддержку инициатив субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе по реализации социальных проектов в сельской местности;
б) по организации в сельских поселениях центров оказания консультативной помощи по вопросам предоставления банковских услуг субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в сельской местности.
Доклад — до 15.10.2014.
Ответственный — Набиуллина Э.С.
Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов РФ:
а) обеспечить с учетом долгосрочной стратегии устойчивого развития сельских территорий РФ корректировку региональных и муниципальных программ, имеющих отношение к реализации указанной стратегии.
Срок — до 01.12.2015.
б) принять меры по развитию сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе кооперативных машинно-технологических станций для технического оснащения малых форм хозяйствования.
Доклад — до 01.12.2014.
в) принять дополнительные меры, направленные:
на поддержку граждан, переехавших или изъявивших желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность, включая предоставление грантов выпускникам общеобразовательных организаций начального, среднего и высшего профессионального образования, переехавшим для работы в сельскую местность;
на повышение информированности сельского населения по вопросам государственной поддержки малого и среднего предпринимательства и кооперации, включая разъяснение основных положений законодательства РФ в данной сфере;
на внедрение механизмов общественного контроля за деятельностью органов местного самоуправления.
Срок — до 01.10.2014.
Ответственные: полномочные представители Президента РФ в федеральных округах, высшие должностные лица субъектов РФ.
ИСТОЧНИК: общественное движение «Федеральный сельсовет»