Российский экспорт в прошлом году вырос в физическом выражении на 6,1%, чему помогло падение курса рубля и новые формы господдержки поставок за рубеж. Дальнейший рост тормозится нехваткой бюджетных средств на финансирование кредитных ставок и защиту интеллектуальной собственности на внешних рынках. Многие дешевые отечественные товары после прохождения таможни и оплаты логистических услуг становятся значительно дороже зарубежных аналогов.
Объем отечественного экспорта в физическом выражении, по оценке заместителя главы МЭР Алексея Лихачева, сделанной на форуме в «Деловой России» на днях, растет. «По статистике платежного баланса, экспорт в физическом выражении в прошлом году прибавил 6,1%, — отметил замминистра. — В принципе, как бы ни было сложно, каковы бы ни были погрешности, связанные с теми или иными валютными оценками, „физика“ несырьевого экспорта растет более-менее ощутимыми процентами. Но это единственная хорошая новость с точки зрения таможенной статистики — все остальное, конечно, оставляет желать лучшего».
Для стимулирования дальнейшего роста поставок за рубеж сегодня необходимо субсидирование процентных ставок по кредитам для экспортеров, дополнительные ресурсы на регистрацию товарных знаков и защиту интеллектуальной собственности на внешних рынках. «Нам, конечно, в этом никто не отказывает, но и денег в бюджете пока на это нет», — заметил г-н Лихачев. Стержнем же всех усилий государства, нацеленных на поддержку внешнеэкономической деятельности отечественных компаний, замглавы МЭР считает Российский экспортный центр (РЭЦ).
«Российский экспортный центр — наша попытка консолидировать те усилия, которые предпринимались в области поддержки экспорта, — согласился с ним гендиректор РЭЦ Петр Фрадков. — Наша дискуссия носит характер будущего, нам много чего надо сделать, задачи решить, но надо принять во внимание, что РЭЦ уже активно работает. За период 2015 г. в РЭЦ поступило более 730 запросов от компаний-экспортеров. Мы провели более 400 консультаций, и 200 экспортных проектов были формализованы в так называемом формате проектной поддержки, то есть мы под каждую компанию сформировали свой план действий».
Еще одним примером продуктивной работы РЭЦ г-н Фрадков считает системный образовательный проект экспортного центра. «Мы много времени, сил и денег тратим и вкладываем в развитие этого проекта. У нас подписаны первые пилотные соглашения с 15 региональными администрациями, которые оказывают нам поддержку с организацией этих семинаров. Это первое в истории обучение такого типа. Это не академические знания в духе „В чем смысл ГТО“ или „Глобальные тенденции на рынке зерновых“.
Это предметная работа, которую мы хотим пока проводить бесплатно в форме практических семинаров совместно с партнерами и муниципалитетами. То есть как работает таможня в части экспорта, как работает налоговая служба и т.д.», — уточнил глава РЭЦ.
«Залогом успеха внешнеторговой деятельности должна стать работа с малым и средним бизнесом, конкретная помощь компаниям в выходе на зарубежные рынки, — подчеркнул замглавы Минпромторга Георгий Каламанов. — За последнее время прошло несколько крупных бизнес-миссий — в Иран, Египет, Японию и другие страны. Они позволяют нашим компаниям выйти на рынки этих государств. К примеру, бизнес-миссия в Японию прошла при поддержке „Деловой России“».
К сожалению, рост эффективности бизнеса российских экспортеров, по словам гендиректора Агентства стратегических инициатив (АСИ) Андрея Никитина, зачастую сводит на нет таможенно-логистическая сфера. «Сегодня мы видим, что значительные ограничения для экспортеров лежат в таможенной плоскости, — посетовал руководитель АСИ. — Банально, услуги наших портов, нашей логистики дороже. Можно произвести недорогую качественную продукцию, но дальше уважаемые коллеги — таможенные брокеры, стивидоры — добавят к вашей цене столько, что ваша продукция будет уже не так интересна на международных рынках. Они „с удовольствием“ поправят вашу экономику так, чтобы вы снова стали неконкурентоспособны на международных площадках».