Президент России подписал Федеральный закон от 02.03.2016 № 36-ФЗ «О ратификации Конвенции о работе на условиях неполного рабочего времени (Конвенции № 175)». Основной целью этой Конвенции является обеспечение защиты прав трудящихся, занятых неполное рабочее время, в отношении условий труда и социального обеспечения.
Конвенция о работе на условиях неполного рабочего времени (Конвенция № 175) (далее — Конвенция) была принята Международной организацией труда (МОТ) в 1994 г. в Женеве. В настоящее время, помимо России, к Конвенции присоединилось 14 государств, в том числе Италия, Нидерланды, Португалия и Швеция. Инициатором ратификации документа выступило Правительство РФ.
Положения Конвенции обязывают стран-участниц обеспечить трудящихся, работающих неполное рабочее время, такой же защитой, как и находящихся в сравнимой ситуации работников, занятых полный рабочий день. В документе дано определение трудящегося, занятого неполное рабочее время (ст. 1). Таковым считается лицо, работающее по найму, нормальная продолжительность рабочего времени которого меньше продолжительности рабочего времени трудящихся, занятых полное рабочее время и находящихся в сравнимой ситуации. Под сравнимой ситуацией понимается одинаковый тип трудовых отношений и такой же или аналогичный вид работы или профессии работников, трудящихся на условиях полного рабочего времени. Не считаются трудящимися, занятыми неполное рабочее время, лица, занятые полное рабочее время, но оказавшиеся в условиях частичной безработицы, вследствие имеющего коллективный характер временного сокращения нормальной продолжительности их рабочего времени по экономическим, техническим или структурным причинам.
Напомним, что установленная в России продолжительность полного рабочего времени — 40 часов в неделю. Следовательно, под действие Конвенции попадают лица, недельная норма выработки которых составляет меньшее количество часов.
К равной защите и охране труда работников с полным и неполным рабочим временем Конвенция относит права трудящихся на организацию, ведение коллективных договоров, а также на безопасность и гигиену труда. Кроме того, документ требует от стран-участниц обеспечить защиту работников с неполным рабочим временем от дискриминации в сфере труда. Равные с остальными права должны быть предоставлены защищаемым Конвенцией работникам и в других областях трудового законодательства. К ним относятся охрана материнства, порядок увольнений, а также ежегодный оплачиваемый отпуск, оплата праздничных дней и больничных.
Национальное законодательство должно исключить снижение заработной платы работников только из-за того, что они заняты неполное рабочее время.
Денежное вознаграждение не полностью занятых должно определяться пропорционально рабочему времени или выработке. Не полностью занятые, чье рабочее время ниже определенного порога, могут быть исключены национальным законодательством из-под действия Конвенции в части прекращения трудовых отношений, оплаты ежегодных отпусков, праздничных дней и больничных.
Сейчас действующее российское законодательство распространяет существующие системы социального обеспечения на все категории работников, а также гарантирует соблюдение трудовых прав всем трудящимся без исключения (ч. 3 ст. 93 ТК РФ).
Воспользуется ли возможностью внести исключения российский законодатель — вопрос. Уточним только, что в любом случае в соответствии с ратифицированной Конвенцией эти исключения не могут касаться социальных гарантий в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, а также с материнством. В Конвенции отмечается, что минимальные нормы должны быть достаточно низкими, чтобы не исключать из системы соцобеспечения неоправданно большое число трудящихся, занятых неполное рабочее время.
Помимо этого, Конвенция предоставляет странам-участницам возможность предусмотреть в национальном законодательстве положение, в соответствии с которым условия доступа работающих неполный рабочий день к социальным услугам определяются пропорционально продолжительности рабочего времени, взносам или заработкам либо другими методами.
Государства-участники обязаны обеспечить добровольный переход с полного рабочего времени на неполное и наоборот. Также страны, ратифицировавшие Конвенцию, вправе исключить из сферы ее действия определенные категории работников или определенные предприятия, если применение к ним положений Конвенции создает существенные проблемы экономического или иного характера.
Ратифицировав Конвенцию, РФ приняла на себя и другие обязанности. Так, государство должно предпринять необходимые меры, чтобы облегчить трудящимся свободный доступ к работе на условиях неполного рабочего времени, учитывая при этом как интересы работников, так и предпринимателей. Конвенция требует от участников пересмотреть национальное законодательство, способное воспрепятствовать работе на условиях неполного рабочего времени либо вызвать негативное отношение к ней. В российском законодательстве таких норм нет.
Конвенция рекомендует странам-участницам проводить исследования и распространять информацию о том, в какой степени работа на условиях неполного рабочего времени отвечает экономическим и социальным целям предпринимателей и трудящихся.
Ратификация международного документа не требует внесения поправок в ТК РФ, так как положения Кодекса не противоречат нормам, закрепленным в Конвенции, а в некоторых вопросах обеспечивают большую защиту работникам, трудящимся на условиях неполного рабочего времени.